Методы и приёмы повышения словарного запаса учащихся начальной школы на уроках русского языка

Скачать курсовую работу, целью курсовой работы является изучение способов и путей обогащения индивидуального словаря младшего школьника
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
20.07.2023
Объем файла
137 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык — один из самых развитых и богатых языков мира. Он очень звучен и мелодичен. Русский язык располагает большим запасом слов. В нём много слов - синонимов. С их помощью довольно точно и ярко выражаются все оттенки чувства и мысли. В русском языке много различных способов образования новых слов, именно поэтому он обладает неиссякаемыми источниками пополнения своего словарного запаса.  Как говорил Николай Васильевич Гоголь, в русском языке  «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Русский язык — живой язык. Лексический запас русского языка неисчерпаемо богат и постоянно пополняется все новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной.  Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, – при пополнении словарного запаса и взаимообмене позволяет младшим школьникам более полно и доступно обмениваться мыслями.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников………………………………………………………… 8
1.1 Значение уроков русского языка в начальной школе. Понятие словарного запаса и необходимость его пополнения..................................... 8
1.2 Психологические и индивидуальные особенности младшего школьника………...…………………………………………………………… 13
1.3 Содержание работы по обогащению словарного запаса на уроках русского языка……………………………………………………………….. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…..………………………………………… 28
ГЛАВА 2. Разработка проблемы обогащения словарного запаса в начальных классах……………………………………………………............. 32
2.1 Организация словарной работы на уроках русского языка……………. 32
2.2 Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе………………………………………….. 34
2.2.1 Задания, направленные на запоминание слов с непроверяемыми орфограммами……………………………………………………………….. 34
2.2.2 Занимательные формы работы с учащимися…………………………. 38
2.3 Разработка плана - конспекта по обогащению словарного запаса младших школьников на уроке русского языка ……..……………………. 43
2.4 Усвоение младшими школьниками различных групп слов………......... 51
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...... 58
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………...... 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие/ Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др.:- Л.: Просвещение,1990, стр. 98..
2. Активизация словаря младших школьников //Начальная школа.
2003. -№4.;
3. Доклад президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева, посвященный 25-летию Русского Культурного Центра;
4. Конституция Республики Узбекистан: статья 4, статья 41.
5. Большой Энциклопедический словарь терминов: https:// dic.academic.ru/ dic.nsf/enc3p/177422;
6. Ушинский К.Д.. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1945 г.
7. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987.
8. Речь. Речь. Речь. /Под ред. Т.А. Ладыженской. –М.: Педагогика, 1990. — 336 с.: ил. — ISBN 5-7155-0060-5, 1990.
9. Речевые секреты /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1992.
10. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.
11. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001г., 304с.
12. Н. Семаго, М. Семаго, Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 385 с.
13. Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - Док. дисс. М., 1985.
14. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
15. В.С. Мухина, Возрастная психология. - 4-е изд., - М.: Academia, 1999. - 456 с.
16. Львов М.Р., Горецкий В.П., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в младших классах: Уч. пос. для студентов высших пед. учебных заведений и колледжей. М.: Академия, 2000.
17. Иванова А.М. Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. - 1991, стр. 36-39.
18. Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей/ Сост. А.Ю. Купалова. М., Просвещение, 2001, стр. 66.

Словарная система языка отличается от других систем (фонетической и грамматической), во-первых, неисчислимостью своих единиц, во-вторых, постоянной их изменчивостью в связи с семантической, словообразовательной и стилистической подвижностью лексики. Словарный фонд русского языка огромен, но он практически не употребляется  учениками  во всем его объеме. Они используют лишь часть словарного состава языка в зависимости от степени образованности и степени овладения культурой.  Овладеть всем лексическим богатством невозможно даже в течение всей жизни человека. Тем более эта задача недостижима в начальной школе. Хотя  очевидно: чем больше объем словарного запаса у ученика, тем речь его богаче, тем лучше язык используется для коммуникации, лучше обеспечивается понимание учеником произведений различных функциональных стилей.