Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие связной речи старших дошкольников
Введение
Актуальность исследования. Перед обществом в настоящие время остро стоит проблема речевого развития детей. Отличительной чертой современного дошкольного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая означает глубокие качественные преобразования в стратегии и тактике обучения с учетом, прежде всего, личностного фактора. Основное внимание сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого ребенка, его воспитании как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры. Именно такой аспект, как связная речь, входит в основу всесторонне-развитой личности, способной к пониманию речи других. Безусловно, основы речевого развития, в частности, связной речи, должны закладываться уже в дошкольном возрасте. Тем не менее, формирование связной речи у старшего дошкольника в настоящее время не всегда соответствует норме речевого развития. Ребенку на современном этапе развития общества необходимо излагать мысли правильно, в полной форме, строя развернутые предложения и пользуясь различными речевыми конструкциями. Овладев связной речью, ребенок может легко воспроизводить многосложные слова, пополняя собственный словарный запас. Несомненно, данная проблема является актуальной и для настоящего времени.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 6
1 Теоретические основы влияния сюжетно-ролевой игры на развитие речи старших дошкольников ……………………………………………… 10
1.1 Развитие связной речи у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема ……………................................................ 10
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста …………………..…....................................... 15
1.3 Сюжетно-ролевая игра как эффективное средство развития связной речи старших дошкольников ………………............................ 21
2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния сюжетно-ролевой игры на развитие связной речи дошкольников ……… 27
2.1 Диагностика уровня сформированности связной речи у старших дошкольников …………………………………………………………… 27
2.2 Система работы по развитию связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры ………………………………….. 32
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования ………… 38
Заключение…………………………………………………………….…….. 43
Список использованных источников ……………………………................ 48
Список использованных источников
1. Адриенко, Е. В. Психология детства : учебное пособие для студентов / под редакцией В. А. Сластенина. – Москва : Современная школа, 2015. – 230 с. ISBN 978-5-7695-9218-8. – Текст : непосредственный.
2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2013. – 128 с. – Текст : непосредственный.
3. Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : материалы межрегионального научно-практического семинара, г. Саранск, 27 марта 2014 г. / редколлегия: Н. В. Кузнецова, Л. А. Янкина ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2014. – 198 с. – ISBN 978-5-8156-0669-2. – Текст : непосредственный.
4. Артеменко, О. Н. Педагогика : учебное пособие / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей. – Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь, 2015. – 251 с. – URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=457136 (дата обращения: 05.03.2020). – ISBN 978-5-9296-0731-8. – Текст : электронный.
5. Астахов, А. П. Новейший психолого-педагогический словарь / А. П. Астахов. – Москва : Современная школа, 2016. – 928 с. – Текст : непосредственный.
6. Бердашкевич, А. П. Образовательные стандарты и непрерывное образование / А. П. Бердашкевич. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2017. – № 2. – С. 16–18.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва : Просвещение, 2018. – 398 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2018/ (дата обращения: 24.02.2020). – Текст : электронный.
8. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения : учебное пособие / В. П. Беспалько. – Москва : Просвещение, 2016. – 194 с. – Текст : непосредственный.
9. Варфаламеева, Е. П. Педагогические условия формирования речевых навыков у дошкольников / Е. П. Варфаламеева. – Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. – 2017. − № 11. – С. 38–44.
10. Ветлугина, Н. А. Речевое развитие в детском саду / Н. А. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 2011. – 356 с. – Текст : непосредственный.
11. Василькова, Т. А. Дошкольная педагогика: педагогический опыт и методы работы : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. А. Василькова. – Москва : ИЦ Академия, 2017. – 208 c. – – ISBN 978-5-7186-1036-9. – Текст : непосредственный.
12. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. – Текст : непосредственный // Дошкольное образование. – 2015. – № 5. – C. 15–20.
13. Волков, Б. С. Психология общения детей в детском возрасте : учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва : Педагогическое общество России, 2017. – 278 с. – Текст : непосредственный.
14. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2005. – 215 с. – Текст : непосредственный.
15. Врублевская, О. А. О сущности понятия «связная речь» в научных исследованиях / О. А. Врублевская. – Текст : непосредственный // Вестник Сибирского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 73–77.
16. Гавриловец, К. В. Речевое развитие дошкольников / К. В. Гавриловец, И. И. Козимирская. – Москва : Просвещение, 2010. – 219 с. – Текст : непосредственный.
17. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2–7 лет / Н. Ф. Губанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 128 c. – Текст : непосредственный.
18. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / М. Н. Гуслова. – Москва : ИЦ Академия, 2016. – 288 c. – Текст : непосредственный.
19. Гарицына, О. В. Развитие речевых навыков дошкольников / О. В. Гарицына. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2016. – № 8. – С. 41–48.
20. Григорьев, Д. В. Программа сюжетно-ролевых игр по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Проблемно-ценностное общение : учебное пособие / Д. В. Григорьев. – Москва : Просвещение, 2017. – 96 с. – Текст : непосредственный.
21. Голованова, Н. Ф. Формирование речевых навыков посредством художественной литературы / Н. Ф. Голованова. – Текст : непосредственный // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 3 (63). – С. 6–15.
22. Гайнутдинов, Р. М. Оценка эффективности сюжетно-ролевой игры в речевом развитии дошкольников / Р. М. Гайнутдинов. – Текст : непосредственный // Справочник заместителя директора школы. – 2012. – № 5. – С. 96–107.
23. Герасимов, Б. Н. Дошкольное образование : учебное пособие / Б. Н. Герасимов, Ю. В. Чуриков. – Москва : Вузовский учебник, 2018. – 64 c. – Текст : непосредственный.
24. Гросс, Т. Ю. Инновационная деятельность как способ повышения уровня развития связной речи дошкольников / Т. Ю. Гросс. – Текст : непосредственный // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XII Международной научно-практической конференции / под редакцией Г. Ю. Гуляева. – Пенза, 2017. – С. 262–265.
25. Зимонина, В. Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного / В. Н. Зимонина. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 304 с. – Текст : непосредственный.
26. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова. – Москва : Академия, 2015. – 175 с. – Текст : непосредственный.
27. Колесникова, Т. А. Художественная литература как средство речевого развития дошкольника / Т. А. Колесникова. – Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – № 14. – С. 41–46.
28. Князева, О. Л. Как вести себя : пособие для детей / О. Л. Князева. – Москва : Просвещение, 2015. – 32 с. – Текст : непосредственный.
29. Лаптева, М. Д. О способах организации сюжетно-ролевых игр / М. Д. Лаптева. – Текст : непосредственный // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 7. – С. 91–96.
30. Пашков, С. В. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в системе современного российского образования : монография / С. В. Пашков ; Курский государственный университет. – Курск : КГУ, 2019. – 1 CD-ROM. –Заглавие с экрана. – Текст : электронный.
31. План мероприятий по повышению эффективности госпрограммы «Доступная среда». – Текст : электронный // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://rosmintrud.ru/docs#tab doc all (дата обращения: 24.02.2020).
32. Усольцева, И. В. Сюжетно-ролевые игры как средство речевого развития дошкольников / И. В. Усольцева. – Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2018. − № 12. – С. 123–129.
33. Фастова, Е. И. Инновационные педагогические технологии / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. – Москва : Учитель, 2016. – 80 с. – ISBN 978-5-7057-4203-5. – Текст : непосредственный.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : [утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373]. – Текст : электронный // Федеральные государственный образовательные стандарты : официальный сайт. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.10.2021).
35. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2012. – 23 апреля. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //www.eidos.ru/ journal/ 2002/ 0423.htm.
36. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – Москва : Гардарики, 2007. – 349 с. – Текст : непосредственный.
37. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебник / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2013. – 1 СD-ROM. – Заглавие с экрана. – Текст : электронный.
38. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. – Москва : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. – 416 с. – Текст : непосредственный.
Функции речевой деятельности ребенка в онтогенезе развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. Современный ребенок к старшему дошкольному возрасту должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; иметь словарный запас от четырех до пяти тысяч слов. Сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку в таких играх инсценируются различные модели жизненных ситуаций, у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. К тому же, эффективное использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей свидетельствует о том, что обогащается словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер.