Особенности словообразования имен прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу, цель исследования: выявить особенности словообразования имен прилагательных у детей 6-6,5 лет с ОНР III уровня
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.07.2023
Объем файла
191 Кб
Количество страниц
46
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Дети, вследствие общего недоразвития речи не овладевшие различными способами словообразования имен прилагательных, сталкиваются с большими трудностями в понимании морфологического состава слов, в толковании значений и смыслов слов, а так же применения приставок и суффиксов, оценки их роли в составе слова. Это существенно снижает успешность усвоения детьми школьной программы в последующем обучении и является одной из причин учебной неуспеваемости. Развитие навыков словообразования имен прилагательных у детей с общим недоразвитием речи требует проведения логопедической работы по преодолению недостатков, содержание которой будет зависеть от выявленных при обследовании особенностей развития навыков словообразования. Большой интерес к изучению детского словообразования обусловлен тем, что словообразование имен прилагательных оказывает значительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей.  Исследование подходов к исследованию последовательность, законы и этапы формирования способностей словообразования в онтогенезе речи было проведено такими учеными как В. В. Виноградов, Г. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и другие.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Глава I. Теоретические основы исследования словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи 7

1.1. Лингвистические и психолингвистические основы изучения словообразования прилагательных………………………………………………7

1.2. Формирование словообразования прилагательных в онтогенезе…………8

1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………..13

1.4. Особенности словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………..22

Глава II. Исследование словообразования имен прилагательных у детей 6-6,5 лет с ОНР III уровня 28

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. ………………………28

2.2. Анализ результатов исследования словообразования прилагательных у детей 6-6,5 лет с ОНР III уровня………………………………………………….31

2.2.1 Анализ результатов исследования образования качественных прилагательных…………………………………………………………………31

2.2.2 Анализ результатов исследования образования относительных прилагательных…………………………………………………………………34

2.2.3 Анализ результатов исследования образования притяжательных прилагательных…………………………………………………………………37

2.2.4 Анализ результатов исследования образования простой сравнительной степени прилагательного……………………………………………………….40

2.2.5. Анализ результатов исследования объяснения значения производных слов-прилагательных……………………………………………………………41

2.2.6Анализ результатов исследования верификации производных слов-прилагательных………………………………………………………………….43

Глава III. Направления логопедической работы по преодалению недостатков сформированности словообразования имен прилагательных у детей 6-6,5 лет с ОНР III уровня………………..…………….……………..46

3.2 Содержание логопедической работы по формированию словообразования имен прилагательных у детей 6-6,5 лет с ОНР III уровня…………….………..48

Заключение……………………………………………………………………….51

Список литературы 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмедзянова, В. В. Формирование глагольного словообразования в структуре преодоления системного недоразвития языковых и речевых средств у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / В. В. Ахмедзянова. – Екатеринбург, 2008. – 203 с.

2. Бабина М.А., Шарипова И.П. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез. Монография. – Прометей, 2021 г. – 218 с.

3. Белавина, И. Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры [Текст] / И. Г. Белавин // Информатика и образование. – 1991. – №3. – с. 69 – 73.

4. Борозинец, Н. М. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ОНР, алалия [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова. – Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016. – 203 с

5. Великая, Н. А. Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР в проектной деятельности [Текст] / Н. А. Великая // Современное состояние и тенденции развития спец. педагогики и психологии: материалы Всероссийской научной конференции молодых учёных, (28-30 марта 2016 г., дефектологический факультет МПГУ) : сборник статей / под ред. А. В. Коротковой, И. Н. Нурлыгаянова, Т. А. Соловьевой. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 337 с

6. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с ОНР III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. – 2014. – № 1. – С. 34-40.

7. Воробьева, В. К. Методологические проблемы практического применения системного анализа в логопедии [Текст] / В. К. Воробьева // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография. Под ред. Т. Г. Богдановой, Н. М. Назаровой. - М. : ЛОГОМАГ, 2013. – 336 с.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2011. – 640 с.

9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. – М., 2011. – 255 с.

10. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова. – Москва : Мозаика, 2016. – 56 с.

11. Горелов, И. Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе [Текст] / И. Н. Горелов. – Челябинск, 1974. – 116 с.

12. Гридина, Т. А. Диагностика грамматико-словообразовательных умений детей с ОНР как основа коррекционной работы [Текст] / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова // Специальное образование. – Екатеринбург : УрГПУ, 2016. – № 2. – С. 39-50.

13. Гаубих Ю. Г . Словарь логопеда. – Владос, 2020 г. – 287 с.

14. Гущина, Ю. Р. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / Ю. Р. Гущина, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С.749.

15. Жихарева-Норкина Ю. Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей. – Владос, 2021 г. – 103 с.

16. Жукова, Н. С. Логопедия: основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 2015. – 288 с.

17. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. – Москва : Энергомаш, 1994. – 128 с.

18. Искандарова, Г. Р. К вопросу о словообразовании в детской речи (на материале русского, немецкого, английского языков) / Г. Р. Искандарова, Р. З. Мурясов // Вестник Башкирского ун-та. – Уфа : Башкирский гос. ун-т, 2012. – Т. 17. № 1 (1). – С. 514-517.

19. Казанская В.Л.,  Сидельникова А. А. Развитие слухового восприятия у дошкольников. Комплекс диагностических заданий и обучающих игр. - АРКТИ, 2018 г. – 112 с

20. Китик Е. Е. Основы логопедии. Учебное пособие. – Флинта, 2021 г. – 196 с. 

21. Ковригина, Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Ковригина // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3. – с. 57 – 59.

22. Козырева О. А. , Борисова Н. Б.. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Пособие для логопеда. – Владос, 2021 г. – 119 с.

23. Кошелева Н. В., Кочеткова Н. А. Активизация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи. Методическое пособие. – Владос, 2018 г. – 200 с. 

24. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова.–М., 1981– 76с.

25.   Кубрякова Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека/ Е. С. Кубрякова; Е. С. Кубрякова. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2003 . N 4. - С. 3 - 12.

26. Лалаева, Р. И. Особенности проявления взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе [Текст] / Л. И. Лалаева // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина – СПб. : Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008. – № 6 (20). – С. 145-157.

27. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: (формирование лексики и грамматического строя речи) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. – 160 с.

28. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Союз, 1999.. – 224 с

29. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Союз, 2014. – С. 90-121.

30. Левина, Р. Е. Предмет логопедии / Р. Е. Левина // Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина, Н. А. Никишина, Г. А. Каше [и др.] ; под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1967. – С. 7-29.

31. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 480 с.

32. Логинова Е. А., Елецкая О. В. Общее недоразвитие речи. Учебно-методическое пособие. – Форум, 2019 г. – 64 с.

33. Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ [Текст] / М. И. Лынская. – Л. : Образование плюс, 2006. – 56 с.

34. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. – Москва : Просвещение, 2011. – 36 с

35. Микляева, Н. В. Разработка диагностики языковой способности [Текст] / Н. В. Микляева // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2011. – № 1. – С. 208-212

36. Микляева Н. В., Виноградова С. И., Головчиц Л. А. Дети с ОВЗ в детском саду: особенности коплексного сопровождения. Методические рекомендации. ФГОС. – АРКТИ, 2019 г. – 114 с.

37. Минькина, Н. С. Особенности словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. С. Минькина // Современные проблемы дошкольной дефектологии : взгляд в будущее: сборник научных статей по материалам межвузовской студенческой научнопракт. конференции (20-21 марта 2017 г.) / под общей ред. Л. А. Головчиц, Н. В. Микляевой, А. В. Кротковой. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – С. 147-150.

38. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: кн. для логопеда / С. А. Миронова. – Москва : Просвещение, 1991. – 204 с.

39. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов пед. вузов / Р. С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 1995. – 496 с.

40. Нищева, В. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СанктПетербург: ДЕТСТВО, 2017. – 560 с

41. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новоторцева. – Ярославль: Гринго, 2015. – 235 с

42. Основы специальной психологии : учеб. пособие для образоват. учреждений сред. проф. образования / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, В. Г. Петрова [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – Москва : Академия, 2017. – 480 с

43. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребёнка [Текст] : учеб. пособие. – 3-е изд., стер. / С. В. Плотникова. – М. : ФЛИНТА, 2016. – 224 с.

44. Поливара З. В. Нейролингвистические основы нарушений речи. Учебное пособие. – Флинта, 2020 г. – 176 с.

45. Пчелкина Е. Л. С какой планеты ваш ребенок. Практикум по нейропедагогике для родителей и преподавателей. – КТГ Галактика, 2021 г. – 86 с.

46. Семенович Анна Владимировна. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. - Генезис, 2017 г. – 474 с.

47. Сергеева, Л. Д. Развитие морфонологического слуха у младших школьников с недоразвитием речи [Текст] / Л. Д. Сергеева // Наука и школа. – М. : Московский пед. гос. ун-т, 2006. – № 6. – С. 60-61.

48. Синельцева, Т. Н. Особенности формирования процессов словообразования в онтогенезе / Т. Н. Синельцева // Актуальные вопросы специального образования. – 2016. – № 6. – С. 220-223.

49. Степанова, М. И. Ребенок и компьютер [Текст] / М. И. Степанова // Директор школы. – 2000. – №5. – с. 21 – 24.

50. Туманова, Т. В. К вопросу о состоянии процессов словообразования у младших школьников с недоразвитием речи / Т. В. Туманова // Начальное образование. – 2015. – № 4. – С. 34-41.

51. Туманова, Т. В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с ОНР [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Туманова. – Москва, 1997. – 175 с.

52. Туманова, Т. В. Процесс словообразования у младших школьников с недоразвитием речи / Т. В. Туманова // Начальное образование. – 2017. – № 4. – С. 17-23.

53. Туманова, Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР / Т. В. Туманова // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 85-99.

54. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Туманова ; Московский гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. – Москва, 2005. – 45 с.

55. Уварова, Т. Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с ОНР на основе применения наглядно-игровых средств [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01., 13.00.03 / Т. Б. Уварова. – Москва, 2011. – 24 с.

56. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – Москва : Дрофа, 2015. – 189 с. 5

57. Филичева, Т. Б. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Ю. Р. Гущина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 5-9.

58. Харченко, В. К. Словарь детской речи: свыше 3500 слов [Текст] / В. К. Харченко. – Белгород: Белгородский гос. пед. ин-т, 1994. – 256 с

59. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. – М. : Знак, 2009. – 592 с

60. Четверикова, Т. Ю. Овладение школьниками словообразованием на начальном этапе изучения грамматики [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. Ю. Четверикова. – Москва, 2004. – 221 с.

Левина выделяет три yровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной стороны речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компесаторного фона [39]. Первый уровень речевого развития хaрактеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. [28] Ориентируясь в пространстве на внешнее сходство, дети часто один и тот же предмет в разной ситуации называют разными словами.