Языковая манифестация лингвокультурного концепта «Wedding»: фразеологический концепт
По Эмилю Бенвенисту лингвокультурология это «линза, через которую исследователь может увидеть материальную и духовную самобытность этноса». [1.С.45]. В ее задачи входит изучение взаимодействия и взаимосвязи культуры и языка, отражающая этот как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания. Термин «концепт» является стержневым термином лингвокультурологии. Ученые обращаются к разным уровням языка для глубокого и многоаспектного анализа концепта. Факты культурной и духовной жизни, система ценностных ориентаций, этических, моральных предпочтений, которая показывает особенности менталитета социума наиболее конкретно фиксируются на лексико – фразеологическом уровне языка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 3–5
ГЛАВА I. Концепт как категория когнитивной лингвистики.
1.1. Термин-концепт в лингвокультурологической литературе...................................... 6–15
1.2. Базовые характеристики конццепта...................... 15
1.3. Концепт как концепт лингвокультурологии……………….
Выводы по главе I ........................................................................................ 22–23
2. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М. : Академ. Проект, 2004. - 990с.
3. Маслова, В. А. Введение в лингвокультурологию. М. : Наука, 2004. 208с.
4. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж : Истоки, 2001. 191с.
5. Ляпин, С. Х. Концептология: к становлению подхода. Архангельск, 1997. 65с.
6. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт // Филологические науки. 2001. №1. 64-72 с.
7. Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке. Волгоград : Перемена, 1996. 93с.
8. Федотов, Е. С. Функционирование и формирование концептов. Саратов, 2003. 113с
1.Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.С.45
2.Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общей редакцией д-ра филол. наук проф. В. П. Нерознака. M.: Academia, 1997. C. 267-279.
3. Арутюнова Н. Д. Введение // Логический анализ языка: Ментальные действия: сб. статей / Под ред. Н. К. Рябце-вой. М.: Наука, 1993. 176 с.
4. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с.
5. Токарев Г. В. Лингвокультурология. Тула: изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009. 135 с.
6. Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический, культурологический аспекты. — М., 1996. — 284 с.
7. Maslova V. A. Lingvokul'turologiya [Linguistic and Cultural Studies]. Moscow: Akademiya, 2001.
8. Stepanov Yu. S. Konstanty. Slovar' russkoi kul'tury. Opyt issledovaniya [Constants. Dictionary of the Russian Culture. Research Experience]. Moscow: Yazyki russkoi kul'tury, 1997.
9. Карасик В. И. Языковые концепты как измерения культуры (субкатегориальный кластер темпоральности) / Концепты. Выпуск 2. Архангельск, 1997. С. 156-158.
Лексико репрез
1. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 208 с
2. Венедиктова Л. Н. К вопросу о содержании понятия “концепт” // Мир человека и мир языка: коллективная монография / отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: ИПК “Графика”, 2003. С. 24-32.
3. Online Etimology Dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.etymonline.com/index.php?allowed_in_frame=0& search=wedding (дата обращения: 11.03.2016).
4. 5. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. М.: Наука, 1974. 254 с. Эмоциона
1. Телия В. Н. Коннотация // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
В современной науке огромное влияние уделяется изучению национально – культурной специфики концептов, в особенности, их «языковой репрезентации, в которой обнаруживается национальная и этническая идентичность языковой личности внутри того культурного поля, которое формирует его базовые концепты» [1, с. 18-24]. Концептосферы бракосочетания принадлежат к области базовых концептов в системе этнической картины мира в силу значимости брака как социального института. Исследование лингвистической репрезентации культуры бракосочетания позволяет выявить базовые стереотипы нации о ценностях бракосочетания, ритуального заключения брака. Семантические поля, представляющие собой совокупность языковых единиц, репрезентирующих тот или иной концепт могут послужить материалом для исследования концептов.