Практико-ориентированная подготовка будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях
Введение
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г «Концепция развития дополнительно образования», подписанном Д. Медведевым, написано: «В ситуации перехода РФ от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Теоретические основы проблемы оценки качества подготовки
вожатых в дополнительном образовании12
Понятие оценки качества образования в отечественной и зарубежной
педагогике12
Роль мониторинга в образовании, как инструмента оценки качества подготовки вожатых46
Выводы по первой главе55
Глава 2. Экспериментальная проверка системы оценки качества подготовки вожатых в дополнительном образовании59
Критерииипоказатели оценки качества обучения вожатых в дополнительном образовании59
Разработка системы оценки качества подготовки вожатых68
Динамика изменения качества подготовки вожатых в дополнительном образовании84
Выводы по второй главе100
Заключение103
Список используемой литературы106
Приложения111
Список используемой литературы
1. Концепция развития дополнительного образования детей. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г.
№ 1726 – р // http://static.government.ru
2. О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 14.04.2011 № МД- 463/06 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] /
федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Интернет портал Российской газеты – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie- dok.html
4. Белая, Е.А. Школа подготовки вожатых: [Текст] учебно – методическое пособие / Е.А. Белая – Новосибирск: Изд – во НГПУ, 2010. – 337 с.
5. Беляева, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха [Текст] // Дополнительное образование и воспитание, – 2007. –
№ 4. – С. 12–13.
6. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: [Текст] учеб. пособие для вузов. / М. : ПЕР СЭ, 2001. – 501 с.
7. Болотов, В.А. Становление общероссийской системы оценки качества образования [Текст] // Справочник зам. директора школы. – 2007. –
С.18 – 24.
8. Газман, О.С. Педагогика в пионерском лагере [Текст] : из опыта работы п/лагеря "Орленок" (Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки) / О.С. Газман, В.Ф. Матвеев. – М. : Педагогика, 1982. – 96 с.
9. Ганиева, Е.А. Организация летнего отдыха: подготовка кадрового
ресурса [Текст] / Е.А. Ганаева, Н.А. Таскина, Т.П. Порошина – Народное образование, – 2014. – №2 – С. 71–76.
10. Грушевская, Н.В. Содержание, и методика подготовки и повышения
квалификации педагогических кадров для работы в детском оздоровительном лагере [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.В. Грушевская. – М. : 2002. – 172 с.
11. Данилков, А.А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: [Текст] монография / А.А. Данилков – Новосибирск, 2010. – 337 с.
12. Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации в 2003/2004 учебном году (данные Федерального государственного статистического наблюдения) [Текст] / М. : 2004. – 12 с.
13. Загвязинский, В.И. Методология и методика диалектического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М. : Педагогика, 1982. – 160 с.
14. Зоричева Н.М. Управление развитием сферы услуг детского отдыха [Текст] : дис. на соискание ученой степени канд. эконом. наук :
08.00.05 / Н.М. Зоричева. – СПб. : 2014. – 172 с.
15. Ибрагимов, Г.И. Формы организации обучения: теория, история, опыт [Текст] / Г.И. Ибрагимов. – Казань, 1998. – 244 с.
16. Климов Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд) [Текст] : учеб. пособие / Е.А. Климов. – М. : Изд-во «Московский психолого-социальный институт Флинта»:, 2003. – 320 с.
17. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю.Н. Кулюткин – М. : Просвещение, 1985. – 128 с.
18. Круглов, В.В. Лагерь, в котором интересно [Текст] / В.В. Круглов // Народное образование. – 2014. – №2 – С. 159–164.
19. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования [Текст] / Н.В. Кузьмина – М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалиста, 2001. – 104 с.
20. Марищук, В.Л. Критерии профессиональной пригодности в профотборе [Текст] / В.Л. Марищук // Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. В.А. Душкова: учеб. пособие. – М. : Высшая школа, 1991. – 258 с.
21. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя (Психол. наука — школе) [Текст] / – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.
22. Никульников, А.Н. Определение уровня сформированности педагогических умений вожатого в условиях детского оздоровительного лагеря [Текст] / А.Н. Никульников // Наука и образование в культуре и обществе в 2 ч.: междунар. науч-практ. конф.– Омск, ОмГПУ, 2008. – 61– 65 с.
23. Осипова, Т.П. О роли практики в формировании готовности
студентов к профессиональному самосовершенствованию [Текст] / Т.П. Осипова // Вестник Костромского гос. универ – та им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки – 2014. – №2 – 20 т.
24. Пантелеев, С.Р. Практикум по психодиагностике. Руководство по интерпретации (Серия учебных пособий) [Текст] / Под общ. ред. С. Р. Пантилеева – М. : Изд – во Моск.ун-та, 1988–1992.
25. Соломин, И.Л. Современные методы психологической экспресс – диагностики и профессионального консультирования [Текст] / И.Л. Соломин. – СПб. : Речь, 2006. – 280 с.
26. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / – М. : Педагогика, 1986. – 151 с.
27. Стандарт профессиональной деятельности педагога (педагогическая
деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [Текст] / – М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – 36 с.
Когда происходит процесс воспитания, важно учитывать, что здесь не должно допускаться мелочей, поэтому важным элементом воспитательной деятельности выступают организационные, социальные и психологические условия образовательного процесса. Привычку слаженной и ответственной работы, культурного поведения формируют: организация учебного процесса, чистота аудитории и всех помещений, внешний вид преподавателя, работа обслуживающего персонала.
Всем знакомо понятие «самостоятельная работа», она есть во всех образовательных программах. Самостоятельная работа означает, что 50% от трудоемкости дисциплины уходит на самостоятельное изучение студентов, однако это время используется весьма непродуктивно. Учебные планы, чаще всего, не обладают списком специальных заданий для студентов, и сюда не относятся рефераты, доклады, курсовые и проекты. Важной характеристикой является методическое обеспечение самостоятельной работы, сюда относят консультации