Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности
Введение
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время, остро стоит вопрос о действительном искажении нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. Размыты границы добра и зла, а также иногда попросту отсутствуют представления о чуткости, милосердии, справедливости и любви; на первое место выходят материально-вещественные отношения. Эгоизм, цинизм и культ силы – не просто слова. Страшно представить, но именно они становятся постулатами в жизни детей XXI века. В повышенной группе риска в данной ситуации находятся младшие школьники, так как они наиболее подвержены негативному влиянию социальной среды, а также информации, которая транслируется в безразборном потоке через разнообразные средства массовой информации, а также сети Интернет.
В данных условиях идет активный процесс поиска моделей, позволяющих сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции, на что ориентируют Национальная доктрина образования РФ, Концепция духовно-нравст
Содержание
Введение………………………………………………………………............... 3
1Теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности………………………… 7
1.1 Сущностная характеристика формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………………………...………… 7
1.2 Потенциал внеурочной деятельности в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников …………………… 15
1.3 Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности............................................................................................... 23
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………………………. 31
2.1 Исходный уровень сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников………………..................................... 31
2.2 Апробация педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности…………………...………………….................................... 43
2.3 Динамика уровня сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников…………………………..……………. 57
Заключение……………………………………………………………………... 64
Список использованных источников…………………………………………. 67
Приложение А ..................................................................................................... 76
Приложение B ..................................................................................................... 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аплетаев, М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: монография / М.Н. Аплетаев. – Омск: Издательство ОМГПУ, 1998. – 256 с. – Текст непосредственный.
2. Байбородова, Л. В. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 330 с. – ISBN 978-5-534-06464-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/438879 (дата обращения: 10.04.2021).
3. Бакурадзе, А. Б. Классификация ценностей в контексте управления образованием / А. Б. Бакурадзе. – Текст : непосредственный // Образование и наука. – 2013. – № 7. – С. 104-105.
4. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник по педагогике для бакалавров / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова. – Москва : Академия, 2015. – 375 с. – ISBN 978-5-4468-1340-7. – Текст : непосредственный.
5. Боброва, А. Е. Духовно-нравственные ценности младших школьников / А. Е. Боброва. – Текст : непосредственный // Горинские Чтения. Наука Молодых. – 2019. – С. 168.
6. Бельский, В. Ю. Традиции и новации в формировании духовно-нравственных ценностей личности в образовании / В. Ю. Бельский. – Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. – 2019. – № 5. – С. 60–67.
7. Бердяев, Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики / Н. А. Бердяев. – Москва : Фолио, 2003. – 704 с. – URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/o_naznachenii_cheloveka (дата обращения 05.04.2021). – Текст : электронный.
8. Бушуева, Н. В. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей / Н. В. Бушуева, Эбергардт Ю. П. – Текст : электронный // Нравственные ценности и будущее человечества : сборник научных статей по материалам Х Международных аксиологическиих чтений, 26 марта 2019 г. / редколлегия: Е. А. Агалакова, Е. В. Михайлова, Е. В. Малахова ; Многопрофильная Академия непрерывного образования. – Омск, 2019. C. 43-44. – URL: http://mari-el.gov.ru/gorkozmodemjansk/DocLib17/20190408_02.pdf.
9. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 432 с. ISBN 5-699-13728-9. – Текст : непосредственный.
10. Галушко, И. Г. Роль родителей в развитии ребенка / И. Г. Галушко, А. А. Желкашиева, П. Л. Кисорец. – Текст : непосредственный // Проблемы управления качеством образования : сборник научных статей по материалам XII Всероссийской научно-практической конференции, 18-19 декабря 2019 г. / редколлегия: А. В. Шатопова, Т. Н. Чуворкина, О. А. Столярова ; Пензенский государственный аграрный университет. – Пенза, 2019. – С. 48-50. – ISBN 978-5-907181-07-6
11. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2009. – 29 с. – ISBN 978-5-09-022138-2. – Текст : непосредственный.
12. Дувалина, О. Н. Реализация условий формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в процессе ознакомления с православной культурой / О. Н. Дувалина. – Текст : непосредственный // СИНЕРГИЯ НАУК. – 2019. – №31. – С. 1738-1743.
13. Еропова, М. Н. Духовно-нравственное воспитание личности: традиция и современность / М. Н. Еропова М. Н – Текст : электронный // Нравственные ценности и будущее человечества : сборник научных статей по материалам Х Международных аксиологическиих чтений, 26 марта 2019 г. / редколлегия: Е. А. Агалакова, Е. В. Михайлова, Е. В. Малахова ; Многопрофильная Академия непрерывного образования. – Омск, 2019. C. 43-44. – URL: http://mari-el.gov.ru/gorkozmodemjansk/DocLib17/20190408_02.pdf.
14. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 783 с. – ISBN 5-318-00236-6. – Текст : непосредственный.
15. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. – Санкт- Петербург: Петрополис, 1997. – 205 с. – ISBN 5-86708-101-4. – Текст : непосредственный.
16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]. – Москва : Просвещение, 2008. –151 с. –ISBN 978-5-09-019148-7. – Текст : непосредственный.
17. Корнеева, Л. А. Первые шаги в формировании духовно- нравственного развития младших школьников. тема классного часа: "семейные ценности" / Л. А. Корнеева. – Текст : непосредственный // Социально-экономические инновации в условиях цифровой трансформации. – 2019. – С. 63-66.
18. Кудряшова, С. К. Формирование духовно-нравственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности / Кудряшова С. К., Серикова Л. А., Неясова И. А. – Текст : электронный // Азимут научных исследований: педагогика и психология: электронный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-duhovno-nravstvennyh-predstavleniy-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti. – Дата публикации: 2021.
19. Лосев, А. Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев – Москва: Политиздат, 1988. – 366 с. – ISBN 5-250-00967-0. – Текст : непосредственный.
20. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. – Москва : Просвещение, 1988. – 304 с. – ISBN 5-8291-0609-4 – Текст : непосредственный.
21. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Максакова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 206 с. — (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-06626-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. –URL: https://urait.ru/bcode/441915 (дата обращения: 11.03.2021).
22. Меттини, Э. Духовно-нравственное воспитание у А. C. Макаренко / Э. Меттини. – Текст : непосредственный // А. С. Макаренко – человек, педагог, ученый, писатель: СССР, Россия, Урал: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции – 10-е Макаренковские чтения, 18 апреля 2013 г. / редколлегия: В. С. Третьякова, Н. Г. Санникова, Т. И. Зубкова, Т. В. Носакова ; Российский государственный профессионально-педагогический университет. – Екатеринбург, 2013. – C. 94-99.
23. Миронов, А. С. О традиционных духовно-нравственных ценностях / А. С. Миронов. – Текст : непосредственный // Культурологический журнал. Спецвыпуск. – 2021. – № 2. – С. 26-30.
24. Михайлова, Е. В. Педагогические условия формирования нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Михайлова Елена Владимировна ; Московский городской педагогический университет. – Москва, 2007. – 20 с. – Текст : непосредственный.
25. Молчан, Э. М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации / Э. М. Молчан. – Текст : непосредственный // Философские науки. – 2019. – № 2. – С. 55–66.
26. Мухина, В. С. Возрастная психология : учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 1997. – 432 с. – ISBN 5-7695-0146-4. – Текст : непосредственный.
27. Нечкина, Е. О. Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников / Е. О. Нечкина, Д. Н. Эрнандес-Эрнандес. – Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные тенденции: история и современность : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 115-119.
28. Новикова, Е. Т. Формирование нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Новикова Елена Тарасовна ; Липецкий государственный педагогический университет. – Липецк, 2019. – 175 с. – Текст : непосредственный.
29. Орлова, С. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников по внеурочной деятельности / С. В. Орлова. – Текст : непосредственный // Наследие предков и современный тюркский мир: языковые и культурные аспекты. – 2020. – С. 619-623.
30. Подковырова, Н. В. Формирование духовно-нравственных ценностей при воспитании младших школьников в современной школе / Н. В. Орлова. – Текст : непосредственный // Александр Невский: запад и восток, историческая память народа. – 2020. – С. 51-55.
31. Педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Пидкасистый, Б. З. Вульфов, Л. В. Ермоленко [и др.] ; под редакцией П. И. Пидкасистого. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 408 с. – ISBN 978-5-534-01168-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/431098 (дата обращения: 10.03.2021).
32. Пермовская, О. С. Формирование у младших школьников ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пермовская Ольга Сергеевна ; Самарский государственный социально-педагогический университет. – Калининград, 2017. – 25 с. – Текст : непосредственный.
33. Поляков, С. Д. Основы педагогическо-психологической теории социального воспитания / С. Д. Поляков. – Текст : непосредственный // Психология развития. – 2016. – № 3. – С. 260-269.
34. Родионова, Е. Н. Основы системы ценностей Ивана Ильина / Е. Н. Родионова. – Текст : непосредственный // Ценности и смыслы. – 2012. – № 4. – С. 115-119.
35. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - Санкт- Петербург: Питер, 2012. – 224 с. – ISBN 978-5-459-00888-3. – Текст : непосредственный.
36. Румянцева, В. И. Формирование системы духовно-нравственных ценностей младших школьников при изучении концепта «Семья» / В. И. Румянцева. – Текст : непосредственный // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте : сборник научных статей по материалам Международной научно‐практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. / Составитель и отв. редактор Т. И. Зиновьева. 2020. С. 110-114.
37. Савинова, С. В. Совместная деятельность педагогов и родителей как условие воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Светлана Владимировна Савинова ; Волгоградский государственный социально-педагогический университет – Волгоград, 2012. – 216 с. – Текст : непосредственный.
38. Самарина, Н. И. Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности / Н. И. Самарина. – Текст : непосредственный // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2021. – C. 161-163.
39. Сафина, Р. М. Организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сафина Рямзия Магруфовна ; Башкирский государственный педагогический университет. – Уфа, 2015. – 304 c. – Текст непосредственный.
40. Сериков, В. В. Опыт научно-педагогической школы личностно- развивающего образования / В. В. Сериков. – Текст : непосредственный // Проблемы высшего образования. – 2018. – № 2. – С. 11-18.
41. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов – Москва: Школьная пресса, 2002. – 576 с. – ISBN 5-88527-171-2 – Текст : непосредственный.
42. Соловьев, В. С. Чтения о Богочеловечестве / В. С. Соловьев. – Москва: Рипол Классик, 2018. – 382 с. URL: http://www.odinblago.ru/soloviev_3/1 (дата обращения: 05.02.2021). – ISB978-5-517-01354-5. – Текст : электронный.
43. Сурова, И. В. Моральное сознание детей и его исследования в психологии / И. В. Сурова. – Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. – 2008. – №5. – С. 47-56.
44. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания) / В. А. Сухомлинский. – Москва: Педагогика, 1989. – 288 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0138/index.shtml (дата обращения: 10.03.2021). – ISBN 5-7155-0145-8. – Текст : электронный.
45. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Москва: Педагогика, 1974. – 288 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-1.shtml (дата обращения 10.04.2021). – ISBN 978-5-906756-73-2. – Текст : электронный.
46. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский // Педагогические статьи – Москва – Ленинград: Издательство АПН РСФСР, 1948. Т.2 – 425-489. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,0;fs,1/ (дата обращения: 12.03.2021) – ISBN 978-5-906756-73-2. – Текст : электронный.
47. Федосеева, О. Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников / О. Ю. Федосеева. – Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал Концепт. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64342.htm. – Дата публикации: 21.04.2014.
48. Феталиева, Л. П. Возможности проектной деятельности как формы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности / Л. П. Феталиева. – Текст : непосредственный // Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики. – 2019. – С. 399-403.
49. Философский энциклопедический словарь / редактор Е. Ф. Губский и др.] – Москва: Инфра-М, 2009. – 576 с.
50. Ховалыг, Н. Н. Этнопедагогические семейные ценности в духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Н. Ховалыг. – Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования : электронный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskie-semeynye-tsennosti-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-mladshih-shkolnikov. – Дата публикации: 2020.
51. Чеботарева, И. В. Влияние компьютера на духовно-нравственное развитие личности / И. В. Чеботарева, С. В. Короткова. – Текст : непосредственный // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 13-14 апреля 2017 г. / редколлегия: Л. И. Тимонина, А. Г. Кирпичник, О. В. Миновская ; Костромской государственный университет. – Кострома, 2017. – C. 51-55. – ISBN 978-5-8285-0845-7
52. Чухин, С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников : учебное пособие для вузов / С. Г. Чухин, О. Ф. Левичев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 113 с. – ISBN 978-5-534-09429-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/473949 (дата обращения: 10.11.2021).
53. Шебурова, Т. Н. Урок нравственности в начальной школе / Т. Н. Шебурова. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2018. – № 2. – С. 74-79.
54. Шиповская, М. Н. Роль семейного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников / М. Н. Шиповская. – Текст : непосредственный // Устойчивое развитие науки и образования. – 2020. – № 11. – С. 135-138. – ISBN 5-85831-004-4. – Текст : непосредственный.
55. Шмаков, С. А. Досуг школьника: Проблемы. Прогнозы. Секреты. Подсказки. Калейдоскоп развлечений / С. А. Шмаков. - Липецк: Липецкая организация Союза писателей РФ, 1991. - 192 с
56. Щербакова, Т. Н. Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся / Т. Н. Щербакова. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования. 2011. – Т. 1. – С. 195-197.
57. Щуркова, Н. Е. Новые методики нового воспитания / Н. Е. Щуркова, В. Г. Рындак. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2018. – № 7. – С.16-26.
58. Щуркова, Н. Е. Нравственное восхождение школьника / Н. Е. Щуркова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2015. – № 9. – С.43-46.
59. Щуркова, Н. Е. Стратегия воспитания: человек в пространстве ценностей гуманистической культуры / Н. Е. Щуркова. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2017. – № 8. – С.95-104.
60. Bilsky W. Investigation into the common structure of motives and values / W. Bilsky. - Bern: Institut fur Soziologie der Universität Bern, 1999.
61. Gerden K. J. Social construction and pedagogical practice / K. J. Gerden. – London, Thousand OaKs: Sage, 2002.
62. Kohlberg L. The Cognitive-Developmental Approach to Socialization: handbook of Socialization / L. Kohlberg // Theory & Research. - 1959.
63. Martinez-Pons M. The Psychology of Teaching and Leaning. A Three-Step Approach / M. Martinez-Pons. – New-York: Continuum, 2001.
64. Philosophy: a school of freedom Teaching philosophy and leaning to philosophize: status and prospects. – Paris: Unesco, 2007.
Игры по формированию духовно-нравственных ценностей были подобраны таким образом, чтобы задействовать основные структурные компоненты.
Игры, обеспечивающие более расширенное представление младшего школьника об основных нравственных понятиях, чтобы он приобрел новый уровень понимания существующих жизненных явлений.
Игры, направленные на формирование эмоционально-нравственной сферы детей и создание условий для возможности оперирования уже знакомыми понятиями и представлениями о нравственности, а также создание условий для формирования у них умения оценивать свои эмоции и адекватность их проявления в той или иной ситуации.
Игры, направленные на переживание нравственных идеалов общества как внутренней потребности.
Игры на развитие поведенческого показателя нравственных представлений, чтобы у каждого ребе