Взаимодействие школы и родителей в процессе учебно-воспитательной работы с детьми
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества приобретают в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в шкoлу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.
В настоящее время следует отметить повышение внимания к семье со стороны институтов воспитания. В период бурной перестройки социально-экономического, политического укладов жизни государства и общества, значительные изменения происходят в системе семейного воспитания. Интерес к семье как к педагогической системе обусловлен тем, что на протяжении последних десятилетий всё больше проявляются признаки кризиса российской семьи. К реформаторским изменениям государственного масштаба, семья как ключевой институт в устройстве общества особенно чувствительна поскольку их последствие находят свое отра
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6
1.1. Учебно-воспитательная работа: цели, задачи, формы и методы 6
1.2. Особенности планирования и организации учебно-воспитательной работы в школе 11
1.3. Этапы организации взаимодействия школы и родителей в процессе учебно- воспитательной работы с детьми: технология проектирования данного процесса 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 23
2.1. Анализ содержания учебно-воспитательной работы специалистов рассматриваемой организации и исследование удовлетворенности данным процессом педагогами, учащимися, а также их родителями 23
2.2. Разработка программы взаимодействия школы и родителей в целях совершенствования организации учебно-воспитательной работы в школе 32
2.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011,
с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).
Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
Алиева, Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства / Т. Алиева, А. Стасюк, Е. Фадеева, Ю. Асланова, Г. Уварова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 - 42.
Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
Арапова, М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2007. - № 5. - с. 94
Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 1993. 6. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2012. – 264с.
Атемаскина, Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2012.-№25.-С.8.
Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
Белая, К. Ю. Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу / К. Ю. Белая, О. П. Горелова, Т. В. Синицина// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 4. - С. 28-31.
Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 110 с. 66
Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики. -М.: ИЦ «Академия», 2010.-192с.
Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. - №1. - С.82-92.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011,
с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).
2. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
3. Алиева, Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства / Т. Алиева, А. Стасюк, Е. Фадеева, Ю. Асланова, Г. Уварова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 - 42.
4. Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
5. Арапова, М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2007. - № 5. - с. 94
6. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 1993. 6. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2012. – 264с.
7. Атемаскина, Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
8. Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2012.-№25.-С.8.
9. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
10. Белая, К. Ю. Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу / К. Ю. Белая, О. П. Горелова, Т. В. Синицина// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 4. - С. 28-31.
11. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 110 с. 66
12. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики. -М.: ИЦ «Академия», 2010.-192с.
13. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. - №1. - С.82-92.
14. Бодалев, А. А. Психология общения: избранные психологические труды. – М., 2004. - 250 с
15. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. - метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.
16. Виноградова, Л.И., Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча/ Л.И. Виноградова, О.И. Волжина.С. - Пб.: Каро, 2005. - 127 с.
17. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003. 18. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей./ Т.Н.Доронова, Е.В.Глушакова, Т.И.Гризик и др. // М: Просвещение, 2005
18. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Матюхина, Т.С. Михальчик. – М., 2004. - 300 с.
19. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под.ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1979. – 192 с.
20. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.В. Загик, Т.А. Марковой. – М.: Владос, 2011.-192с.
21. Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования/ Ю.А. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - с.41.
22. Глебова, С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2011.- 111с. 24. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Сфера, 2013.-197с. 67
23. Григорьева, Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С.23-31.
24. Громова, У. Родительское собрание на дому? Возможно ли такое? // Дошкольное воспитание - 2012. - № 1. - С. 41 - 43.
25. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер– М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144 с.
26. Давыдова, О. И. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 52 - 55.
27. Данилина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.-2010.-№2.- С. 44–49.
28. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт. - сост. С.В. Глебова. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005. - 111 с.
29. Дешеулина, Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг/ Р.П. Дешеулина. М.: Творческий Центр, 2004. - 112 с
30. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2012. - 120 с.
31. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.
32. Доронова, Т.Н., Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2014. – 224с.
33. Дорохина, Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей.//Ребенок в детском саду. 2003. №6. С.27. 68
34. Дуброва, В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. – Минск, 2013. – 234с.
35. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 96 с
36. Егорова, Н.В. Педагог глазами родителей // Практика управления ДОУ. - 2012. - № 05 (9). - С. 42 - 44.
37. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.П. Елисеева. - Мн.: Лексис, 2004. - 126 с.
38. Загик, Л.В. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик. - М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
39. Зверева, О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. М.: ГПИ, 2003. – 180 с.
40. Зверева, О.Л., Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т.В. Кротова– М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80 с.
41. Зеленцова, С. А., Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка / С. А. Зеленцова, И. И. Заздравных// Педагогика: традиции и инновации - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 82-84.
42. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 144 с
43. Митрофанова, О.Н. Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - № 2. - С. 44-46.
44. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Пд ред. А.А. Бодалева. - М.: Модэк МПСИ, 2010. - 150 с.
45. Нерода, М.В., Педагогическое сопровождение семейного воспитания / М. В. Нерода, Т. Н. Тебенева// Управление ДОУ. 2005. №6. С.91
46. Общение детей в детском саду и семье./Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М.: ИНТОР. 1990. – 120 с
47. Ожегов, С.И. Словарь русского языка 70000 слов. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 2010.-921с.
48. Осипова, Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Синтез», 2013. - 64с.
49. Основы дошкольной педагогики. /Под ред. А.В. Запорожца, Т. А. Марковой.- М.: Сфера, 2010.-272с.