Особенности поведения дошкольников с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Задержка психического развития у детей - это умеренное отклонение психического развития ребенка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более медленным созреванием психики ребенка. Считается, что причиной ЗПР у детей могут быть как биологические, так и социальные факторы. К биологическим факторам умственной отсталости у детей относят незначительные органические изменения в тканях центральной нервной системы, возникшие в результате патологического течения беременности или родов. По данным некоторых специалистов, 95% новорожденных в процессе родов получают микротравмы, которые сначала не распознаются, но крайне негативно влияют на состояние головного мозга. Другими биологическими факторами, которые могут вызвать ЗПР у детей, являются употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, а также инфекционные заболевания, перенесенные матерью или младенцем.
Также причиной задержки могут быть психологические травмы, полученные в результате глобальных катастроф. Если ситуация в семье нормальная, ребенку уделяется достаточно внимания, а наличие ЗПР очевидно, специалисты обычно возлагают вину на необнаруженные органические изменения в тканях центральной нервной системы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретический аспект проблемного поведения дошкольников с ЗПР 4
1.1 Определение понятий проблемного поведения дошкольников с ЗПР 4
1.2 Усвоение нравственного поведения дошкольников с ЗПР 7
ГЛАВА 2. Дисогентонетический аспект проблемного поведения дошкольников с ЗПР 13
2.1 Особенности поведения дошкольников с ЗПР 13
2.2 Педагогические аспекты проблемы поведения дошкольников с ЗПР 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л.Белопольская. – М.: СВП-Плюс, 2016. – 148с.
2. Бенилова, С.Ю. Коррекция эмоционально поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2017. - №1. - С. 68-72.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие / Н.Ю.Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2012. – 64 с.
4. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2015. - №1. - С. 10-17.
5. Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием / Д.В.Буфетов// Практическая психология и логопедия. – 2018. – № 1. – С. 63 – 68.
6. Винникова, Е. А. Феномен сдвига мотива на цель в ситуации морального выбора у старших дошкольников / Е. А. Винникова // Дефектология. – 2019. – № 1. – С. 18-24.
7. Высоцкая, А. Особенности воспитательного процесса в специальных учреждениях для детей с нарушением психофизического развития / А. Высоцкая // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 37-40.
8. Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. - 2016. - №2. - С. 5-16.
9. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с ЗПР / Г.В. Грибанова //Дефектология. – 2018. - №5 – С.13-20.
10. Дзугкоева, Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии / Е.Г. Дзугкоева // Дефектология. – 2014. - №2. – С. 19-25.
11. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития. Понять, чтобы помочь / А. О. Дробинская. - М.: Высь, 2015. – 69 с.
12. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю.Левченко. – СПб.: СВП-Плюс, 2010. – 339 с.
13. Лубовский, В.И. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева. – 2-е изд., испр. – М.:Издательский центр «Академия». 2014. – 464 с.
14. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2016. – 157 с.
15. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М.: Гардарики, 2015. – 156 с.
16. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Отв. ред. В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2018. - 384 с.
17. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н/Новгород: Новг. кн. изд-во, 2016. – 122 с.
18. Субботский, Е. В. Нравственное развитие дошкольника / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. – 2013. – № 4. – С. 29-38.
19. Федорченко, Т. Е. Ранняя профилактика негативных проявлений в поведении детей: учеб. пособ. / Т. Е. Федорченко. – М.: Астон, 2015. – 116 с.
20. Шевченко, С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №1. – С. 3-9.
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР определяет не только особенности формирования их поведения, но и личностные особенности. Исследователи выделяют следующие специфические признаки дошкольников с ЗПР: их слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля в различных видах деятельности, агрессивное поведение, его провоцирующий характер, трудности адаптации в детском коллективе, суетливость, частые смены настроения, чувство страха, чопорность, фамильярность со взрослыми, а также со сверстниками. Многолетние наблюдения за учащимися с ЗПР позволяют выделить несколько групп таких детей в зависимости от их психических особенностей и поведения, например, уравновешенные, заторможенные и импульсивные группы. Исследователи доказывают, что в поведении группы импульсивных дошкольников с ЗПР преобладает стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, а также психическая неустойчивость. Для психически импульсивных детей характерно сочетание их импульсивности с повышенной внушаемостью. Основными мотивами поведенческих реакций у психически неуравновешенных детей являются получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешним воздействиям.