ВКР Эффективность использования дидактических игр в работе над формированием гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи поиска наиболее эффективных средств для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманных чувств к сверстникам, взрослым людям, а также к природе и животным.
Общечеловеческая ценность заключается в приоритетности личностного взаимодействия на основе гуманных чувств. Не стоит забывать о том, что, по исследованиям С.И. Семенака, общечеловеческой проблемой становится увеличение с каждым годом количества эмоционально черствых детей, не проявляющих сопереживания и сочувствия. Важнейшей стороной личностного формирования, с точки зрения Л.И. Божович, является развитие эмпатии, что обеспечивает нравственное развитие. Способность ребёнка эмоционально откликаться на состояние другого человека включает в себя умение распознавать эмоции, выражение сопереживания, сочувствия, стремление помогать другим, и оказание реальной помощи рассматривается
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Понятие гуманности и гуманных чувств7
1.2 Дошкольное детство как сензитивный период для формирования гуманных чувств14
1.3 Дидактическаяигракак средство формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста…26
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГУМАННЫХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1Диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста гуманных чувств34
2.2 Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста гуманных чувств в процессе дидактических игр 46
2.3 Контрольная диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста гуманных чувств59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. детских садов и родителей. – Якутск: Нац. изд-во «Бичик», 1995. – 192 с.
Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
Буре Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности. // Дошкольная педагогика. – 2007.
– №8. – С. 9-11.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС. – М.: Мозаика- Синтез, 2015. – 80 с.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под. ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
Галигузова Л.Н. Дошкольн ая педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 284 с. – URL https://biblio-online.ru/book/8C8321DE-CC2C-4F75-A526-4367A5D83DD2
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.,
1989. – 271 с.
Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: учебное пособие. – М.: Пед. общество России, 2000. – 192 с.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста. // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – №10. – С. 89-92.
Жуковская Р.И. Воспитание ребёнка в игре. – М.: Академия педагогических наук, 1993. – 221 с.
Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1985. – 96 с.
Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 2006.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учебное пособие для педагогических уч. з
Важными методами в нравственном воспитании детей раннего возраста являются практические методы: упражнения детей в правильных поступках и пример взрослых. Например, взрослый успокаивает плачущего ребёнка и
просит других детей тоже утешить обиженного (погладить по головке, дать игрушку). Элементарное сочувствие друг к другу у детей раннего возраста является началом формирующихся гуманных чувств.
С младшего дошкольного возраста проводится большая работа по воспитанию у детей гуманных чувств: любви к родным, к матери, к семье. Важно пополнить социальный опыт ребёнка множеством положительных поступков. В связи с этим ведущими методами воспитания гуманного отношения является