Развитие творческого воображения старших дошкольников
Введение
Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.
Изучением вопросов процесса воображения занимаются в настоящее время многие психологи и педагоги. Большой интерес у исследователей вызывают вопросы индивидуальных особенностей развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в творческой деятельности.
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста6
1.1. Развитие представлений в отечественной и зарубежной психологии о воображении человека6
1.2. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста11
1.3. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности15
Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста20
2.1. Организация и методы исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста20
2.2. Анализ результатов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста24
2.3. Программа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста30
Заключение37
Список литературы39
Приложение
Список литературы
1. Артемова, Л.В. Учись, играя: Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Томирис, 2015. – 112 с.
2. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М.Я. Басов, B.Н. Мясищев, В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 2005. – 432 с.
3. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия – тренинги в детском саду [Текст] / Л.Н. Башлакова. – Минск: Тринити, 2014.
4. Белкина, В.Н. Дошкольное обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Владос, 2006. – 422 с.
6. Битянова, М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / М.И. Битянова. – М.: Генезис, 2011. – 352 с.
7. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: Академия, 2011. – 112 с.
8. Боровик, О.В. Учись, играя. Развитие воображения: методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ЦГЛ Рон, 2010. – 112 с.
9. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 365 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014. – 305 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 66-68.
12. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста [Текст] / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 7. – С. 45-50.
Изначально воображение неотделимо от предмета, служащего внешней опорой. При этом предмет-заместитель должен быть схож с замещаемым предметом. Сюжет игры возникает исходя из используемых игрушек и предметов-атрибутов (М.Г. Витязь). Младшие дошкольники в игре ориентируются на игрушки, а средние и старшие уже на выполнение принятой роли. Со временем воображение позволяет использовать не похожие на оригинал предметы-заместители. Как игровой материал старшие дошкольники используют материал природный (листья, шишки, палки, камешки и другое). При воссоздании художественного текста они также постепенно научаются воспроизводить образы без наглядной опоры.
В среднем дошкольном возрасте возрастает творческий аспект деятельности ребенка – игры, ручного труда, рассказывания и пересказа. В пять лет возникают мечты о будущем, пока еще носящие ситуативный характер, неустойчивые, обусловленные событиями, вызвавшими эмоциональный отклик.
Воображение превращается в интеллектуальную деятельность, нацеленную на преобразование окружающего мира. Основой для создания образа выступают выраженные в слове представления. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник может в воображении выходить из конкретной ситуации, сохранять независимость от нее, даже видеть ее глазами как различных людей, так и животных, предметов.