Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью посредством социальных историй
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей с интеллектуальными нарушениями, в том числе с умственной отсталостью. По различным оценкам распространенность умственной отсталости колеблется от 0,5% до 3% детского населения. Среди инвалидов детства 53,7% имеют интеллектуальные нарушения, при этом приблизительно в 85% случаев среди лиц с данным нарушением встречается легкая умственная отсталость [57].
Воспитание и обучение детей с легкой умственной отсталостью регламентируют нормативно - правовые документы международного, федеративного, регионального и локального уровней.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка [28], Саламанской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [64], Федеральным законом №-273 «Об образовании в Российской Федерации» [67] и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования [66]
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью посредством Социальных Историй8
1.1.Связная речь: определение понятия. Генезис в старшем дошкольном возрасте8
1.2.Психолого-педагогическая характеристика развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью12
1.3.Социальные Истории как ресурс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью19
Глава 2. Эмпирическое изучение развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью26
2.1.Программа исследования связной монологической речи старших дошкольников с легкой умственной отсталостью26
2.2.Характеристика связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью на основе данных диагностического этапа исследования37
2.3.Методические рекомендации по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью посредством Социальных Историй44
Заключение58
Список использованной литературы и источников60
Приложение71
Список использованной литературы и источников
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва: Академия, 2000. – 400 с. - Текст: непосредственный.
Андреева, Н.Г. Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников: в 3 частях. Часть 2. Предложение. Текст / под ред. Р.И. Лалаевой. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 312 с. - Текст: непосредственный.
Асеева, И. Развитие связной речи. - Санкт-Петербург: Литера, 2016. – 46 с.: цв. ил.; 26 см. - ISBN 978-5-407-00599-5. - Текст: непосредственный.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. - Москва: Просвещение, 1998. - 464 с. – Текст: непосредственный.
Болотова, Т.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта / Т.В. Болотова. Развитие личности как стратегия современной системы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 318-385. - Текст: непосредственный.
Борытько, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытько, А.В Моложавенко, И.А. Соловцова. - 2-е изд.- Москва: Издательский центр «Академия», 2009. - 320с. – ISBN 978-5-7695-6494-9. - Текст: непосредственный.
Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка. – Москва: Издание братьев Салаевы, 1867. – 477 с. - ISBN: 978-5-4460-9139-3. - Текст: непосредственный.
Буслаева, М.Е. Особенности речи умственно отсталых дошкольников и пути их коррекции в дошкольной образовательной организации / Л.Ф. Буслаева. Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016. – С. 428-432. - Текст: непосредственный.
Валитова, И. Е. Специальная психология: учеб. пособие для студ.
В связной речи отражается логическое мышление ребенка, его умение понять услышанное или прочитанное, и сказать это правильной фразой. Это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В процессе развития связной речи, контекстная речь не вытесняет собой ситуативную. Она позволяет ребенку использовать оба вида речи, в зависимости от того, что нужно сообщить окружающим. Сформированная связная речь − важнейшее условие успешности подготовки детей к поступлению в школу и овладению школьными предметами.
Можно подвести итог и отметить, что специфической особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций − отражения и регуляции поведения и деятельности