Формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

Великолепная магистерская диссертация на тему формирования речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. В работе экспериментально изучено состояние речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Разработан и проведен формирующий эксперимент: логопедическая работа по формированию речевой активности у детей. Включено объемное приложение и присутствуют выводы после каждой главы.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
25.07.2022
Объем файла
1516 Кб
Количество страниц
86
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
5360 руб.
6700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития детской речи в течение длительного времени привлекает внимание специалистов различных отраслей наук: дошкольной педагогики, психологии, лингвистики.
Данная проблема не теряет своей актуальности в отечественной логопедии: исследователями накоплен богатейший материал о тяжелых нарушениях речи. Исследования проводятся преимущественно в контексте общего недоразвития речи (а также тех нозологических форм, при которых общее недоразвитие речи проявляется наиболее ярко).
Одним из аспектов разработки проблематики, связанной с общим недоразвитием речи, является вопрос формирования речевой активности дошкольников, ведь «…чтобы научиться говорить, надо говорить. Нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи» [39, с. 48]. Для того чтобы ребенок успешно овладел речью, необходимо, чтобы он пользовался ею, вступал в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенным уровнем

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ… 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «речевая активность»……….. 7
1.2. Особенности формирования речевой активности в онтогенезе…….. 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР…………… 19
Выводы по первой главе………………………………………………….... 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ………………………………………………………… 30
2.1. Методы обследования речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………………………... 30
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента…………. 39
Выводы по второй главе…………………………………………………… 46
ГЛАВ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ……………………………………………………………………. 48
3.1. Описание организации логопедической работы по формированию речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня……………………………………………………………………….. 48
3.2. Результаты повторного обследования………………………………... 65
Выводы по третьей главе…………………………………………………... 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 83
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алхазишвили, А. А. Основы овладения устной иностранной речью / А. А. Алхазишвили. – М. : Просвещение, 1988. – 334 с. – Текст : непосредственный.
Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учеб. пособие / А. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2006. – 67 с. – Текст : непосредственный.
Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. – М. : Книголюб, 2005. – 98 с. – Текст : непосредственный.
Белобрыкина, О. А. Речь и общение : пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль : Академия развития, 2010. – 240 с. – Текст : непосредственный.
Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью / Л. И. Белякова. – М. : Академия, 1991. – 294 с. – Текст : непосредственный.
Богданова, Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 203 с. – Текст : непосредственный.
Бородич, А. М. Методика развития речи у детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2001. – 149 с. – Текст : непосредственный.
Быкова, Н. М. Игры и упражнения для развития речи / Н. М. Быкова. – Санкт-Петербург : Детство‐ пресс. – 2013. – 128 с. – Текст : непосредственный.
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. СПб. : Детство-пресс, 2015. – 144 с. – Текст : непосредственный.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – М. :Педагогика, 2003. – 136 с. – Текст : непосредственный.
Гаврилькова, Н. Е. Мотивация речевой активности дошкольников на основе художественной литературы / Н. Е. Гаврилькова, В. И. Хайбуллина // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 54-59. – Текст : непосредственный.
Гаркуша, Ю. Ф. Формирование вербальных средств общения у дошкольников / Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржевина

Задачи исследования:
определить основные показатели речевой активности;
подобрать методики для диагностики уровней сформированности речевой активности у старших дошкольников;
сформулировать и охарактеризовать критерии оценки и уровни сформированности речевой активности у детей старшего дошкольного возраста;
выявить уровни сформированности речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
провести качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование осуществлялось на базе МАОДОУ Детский сад № 2 «Сказка» города Нягань. В нем принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в количестве 10 человек. Все воспитанники имеют заключение от ПМПК – общее недоразвитие речи III уровня и обучаются в логопедической группе. Данные о составе дошкольников представлены в приложении 1.
Приступаяܖ кܖ исследованию,ܖܖ мыܖ познакомилисьܖ сܖ исто