Создание комплекса упражнений на основе фольклорных текстов для занятий по русскому языку как иностранному
ВВЕДЕНИЕ
Фольклор является частью национальной культуры, поэтому знакомство с ним на занятиях по русскому языку как иностранному позволит учащимся успешнее осваивать изучаемый язык, проникнуть в особенности менталитета лингвокультурной общности. В последнее время в преподавании русского языка как иностранного все большее внимание уделяется культурологическому компоненту, который серьезно влияет на освоение языка. Необходимость изучения языка и одновременного знакомства учащихся с культурой его носителей признана теоретиками и практиками в данной области. В связи с чем актуальность исследования заключается в необходимости введения в процесс обучения большего объема текстового и методического материала, связанного с русским фольклором.
Малые жанры фольклора – небольшие по объему фольклорные произведения, что делает их удобным материалом на уроках иностранного языка. Пословицы, поговорки, загадки используются для совершенствования произношения, расширения словарного запаса
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВКЛЮЧЕНИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОГРАММУ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО5
1.1.ТЕОРИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОГРАММУ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО5
1.2.ПРАКТИКА ВКЛЮЧЕНИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОГРАММУ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО15
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ В ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО21
2.1.ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА, ОБЛАДАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В КУРС РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО21
2.2.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УПРАЖНЕНИЙ28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК45
ПРИЛОЖЕНИЕ50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Адоньева С.Б. Прагматика фольклора / С.Б. Адоньева. — СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 312 с.
Акишина А.А. Русский язык в играх: учебное пособие / А.А. Акишина. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 88 с.
Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателей русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. – М.: Русский язык. Курсы, 2014. – 255 с.
Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций / В.П. Аникин – М.: КДУ, 2007. – 432 с.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. / В.П. Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.
Аникин В.П. Русское устное народно творчество: Учеб. для вузов / В.П. Аникин. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 735 с.
Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень) / В.Е. Антонова, М.М. Нахабина, А.А. Толстых. 4-е изд. – М.: ЦМО МГУ им М.В. Ломоносова; СПБ.: Златоуст, 2009. – 256.
Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафронова М.В., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень) / В.Е. Антонова, М.М. Нахабина, М.В. Сафронова, А.А. Толстых. 6-е изд. – М.: ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2010. – 342 с.
Бадмахалгаева Н.М. Культуроведческий текст как средство формирования этнокультурной личности, 2012. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturovedcheskiy-tekst-kak-sredstvo-formirovaniya-etnokulturnoy-lichnosti/pdf (дата обращения: 10.05.2022)
Белозубова Н.И., Титова К.А Изучение детского фольклора на практичеких занятиях по русскому языку как иностранному / Н.И. Белозубова, К.А. Титова // Образование и наука в России и за рубежом – М.: Флинта, 2010. – С.184-189.
Ведерникова О.В Фольклорный текст в современной коми прозе / О.В. Ведерникова // Финно-угорский мир. – 2009. – №4. – С. 47-49.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верщагин, В.Г. Костомаров. – М., 1973. –
В учебнике «Дорога в Россию» [Е.В. Антонова и др., 2009] авторы обращаются к фольклору трижды. Они предлагают небольшие упражнения по сказкам на уровнях А1 и В1. На уровне А1 предлагаются сказки «Три медведя» в двенадцатом уроке и «Сказка о репке» в одиннадцатом уроке. Работа по сказке «Три медведя» предлагает речевые задания: Прочитайте сказку. Скажите кто жил в доме в лесу? Как называется сказка? Прочитайте сказку и расскажите её до конца, и одно задание на глаголы движения: Посмотрите на рисунки и скажите, как закончилась сказка?;…домой (побежать) …очень быстро (бежать) Скоро… домой и встретила ... (прибежать. Работа по «Репке» предполагает лишь чтение текста и ответ на вопрос: Прочитайте русскую сказку «Репка». Скажите, кто вытащил репку? На уровне В1 для работы предлагается сказка «Месяц, Солнце и Ветер». Работа над текстом подразумевает в учебнике лишь речевые