Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях индивидуальных логопедических занятий
Введение
Актуальность исследования определена тем, что в последнее время отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Одним из наиболее распространенных нарушений речевого развития у детей является общее недоразвитие речи (ОНР). Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством. Учитывая полиморфность данного нарушения, в процессе коррекционной работы логопедам следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка.
При этом развитие моторики ребенка и систем, обеспечивающих мышечную деятельность, позволяют более успешно решать задачи дальнейшего совершенствования физического воспитания и трудового обучения детей с целью подготовки молодого поколения к деятельности в различных сферах жизни.
Исследования высшей нервной деятельности, проведенные И.М. Сеченовым, И.П. Павловым и их последователями, позволяют использовать знания об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Учение И.П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения состояния артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...........................................................................................................................6
1.1. Формирование артикуляционной моторики детей с общим недоразвитием речи...........................................................................................................................6
1.2. Методы и приёмы формирования артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ….............................................................................................................................17
Глава 2. Экспериментальная логопедическая работа, направленная на исследование по формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе индивидуальных логопедических занятий……………………………………36
2.1. Изучение состояния артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………..36
2.2. Планирование логопедической работы по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………...49
Заключение.............................................................................................................60
Список литературы................................................................................................63
Список литературы:
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми церебральным параличом. Доречевой период [Текст] : кн. для логопеда / Е. Ф. Архипова. – М. : Просвещение, 1989. – 76 с. – ISBN 8-457-695.
2. Бадаллян, Л. О. Детская невралгия [Текст] / Л. О. Бадалян – М. : Медицина, 1984. – 575 с. – ISBN 8-457-586.
3. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А. С. Белкин. – М. : Просвещение, 2018. – 176 с. – ISBN 8-457-695.
4. Белкин, А. С. Технология развивающих занятий у детей младшего школьного возраста [Текст] : метод. рекоменд. ур. гос. пед. ун-т / А. С. Белкин, И. С. Зимина, В. И. Яковлева. – Екатеринбург, 2018. – 48 с. – ISBN 86859-695.
5. Белова-Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р. А. Белова-Давид. – М. : Просвещение, 1972. – 232 с. – ISBN 9-4578-694.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. – М. : Просвещение, 1964. – 91 с. – ISBN 7-527-695.
7. Бот, О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с задержкой речевого развития [Текст] / О. С. Бот // Обучение и воспитание детей с нарушением речи. – М. : 1982. – С.59-66. – ISBN 8-457-695.
8. Верясова ,Т. В. Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять [Текст] : уч. пособ. – Екатеринбург, 1996. – 96 с. – ISBN 85857-635.
9. Выготский, Л. С. Мышления и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 1996. – 415 с. – ISBN 964-748-23.
10. Дефектология [Текст] : словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов ; под ред. Б. П. Пузанова. – М. : ТЦ СФЕРА, 2015. – 208 с. – ISBN 8- 457-695.
11. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М., 1985. – 110 с. – ISBN 697-528-63.
12. Жинкин, Н. И. Механизм речи [Текст] / Н. И. Жинкин. – М. : АПН РСФСР, 1958. – 378 с. – ISBN 55-689-638.
13. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество [Текст] / Н. И. Жинкин. – М. : Новый век, 2020. – 290 с. – ISBN 4-4578-894.
14. Жукова, Н. С. Преодоление ОНР у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М., 1990. – 239 с. – ISBN 124- 6934-856.
15. Журба, Л. Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни [Текст] / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. – М., 1987. – 230 с. – ISBN 9-4552-69.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] – 2 изд. / О. Б. Иншакова.– М. : Владос, 2020. – 279 с. – ISBN 25-9647-23.
17. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е. В. Колесникова. – М. : Гном и Д, 2000. – 96 с. – ISBN 9-4578-694.
18. Кольцова, Н. М. Ребенок учиться говорить [Текст] / Н. М. Кольцова. – М, 1979. – 160 с. – ISBN 8-457-695.
19. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – М, 1958. – 31 с. – ISBN 9-4578-694.
20. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2018. – 400 с. – ISBN 63-5785-236.
21. Логопедия [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой ; С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2020. – 680 с. – ISBN 96-621-369.
22. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л. В. Лопатина. – М. : Союз, 2015. – 192 с. – ISBN 9-4578-694.
23. Лопатина, Л. В. Научно-теоретические основы изучения фонетико- фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями [Текст] / Л. В. Лопатина. – СПб., 2020. – 120 с. – ISBN 69-3257-57.
24. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2018. – 192 с. – ISBN 9-4578-694.
25. Лурия, А. Р. Двигательный анализатор [Текст] / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. – 1956. – № 2. – С. 13-18. – ISBN 748-931-25.
26. Мастюкова, Е. М. Клиническая диагностика в оценке психомоторного развития и прогноза у детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 1966. – № 5. – С. 3-7. – ISBN 9-145-694.
27. Методы обследования речи у детей [Текст] : пособ. по диаг. реч. наруш. / под ред. Г. В. Чиркиной, И. Г. Власенко. – 4-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 с. – ISBN 631-478-96.
28. Мешкова, Л. В. Речь дошкольника и ее исправление [Текст] / Л. В. Мешкова. – М. : Просвещение, 1967. – 96 с. – ISBN 23-478-369.
29. Новоторцева, Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки Ж – Ш [Текст] / Н. В. Новоторцева. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 64 с. – ISBN 9-4578-694.
30. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник [Текст] / Отв.ред. Л. И. Белякова. – М., 2015. – 228 с. – ISBN 527-457-63.
31. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления [Текст] / Е. Ф. Соботович. – М. : Просвещение, 1982. – 197 с. – ISBN 63-985-457.
32. Соботович, Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, Ф. Чернопольская // Дефектология. – 1974. – № 4. – С. 20-26. – ISBN 9-4578-694.
33. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика [Текст]: методическое пособие /Т.В. Буденная - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 64 с.
34. Бабина Г.В. Педагогическая практика: Логопедия [Текст]: учебное пособие/ Бабина Г. В., Гаркуша Ю. Ф. - 2005. – 87с. – Прометей, 2005 – ISBN 5-7042-1589-0.
35. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов/ А. Ф. Архипова - 2006 – 319 с. : ил.; 20 см м – Москва : АСТ – ISBN 5-17-038373-8.
36. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
37. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит [Текст] /Т.А. Ткаченко – СПб.: Детство пресс, 1997. – 73 с. ISBN 5-88375-034-6.
38. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи [Текст]: логопедическое пособие/ В.И. Рождественская - М.: Просвещение, 1967. – 75 с.
39. Речь: истоки и принципы развития [Текст] /Под ред. Т.Н. Ушаковой - М.: ВЛАДОС, 2004. — 275 с. - ISBN 978-5-9292-0178-3.
40. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада /Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 1999. - 272с. - ISBN 5-86775-046-9
41. Практикум по дошкольной логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 03.07.00 «Педагогика и психология (дошк)» /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1988. -222 с.
42. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] /М.А. Поваляева – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с. - ISBN 5-222-01541-6.
43. Основы теории и практики логопедии [Текст] /Под. Ред. Р.Е. Левиной. - М., Просвещение, 1967. – 143с. - ISBN 978-5-91872-037-0
44. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи [Текст] /Под ред. С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 1987. – 108 с.
45. Лопухина, И.С. Логопедия, упражнения для развития речи [Текст]: Пособие для логопедов и родителей /И.С. Лопухина - СПб.: Дельта, 1997. – 336 с. - ISBN 5-89815-396-9
46. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст]: Под ред. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, 1971. – 67 с.
47. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: Л.Н. Ефименкова - М.: ВЛАДОС, 1985. – 64 с.
48. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / В.П. Балобанова [и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 79 с. - ISBN 5-89814-087-5
49. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика [Текст]: методическое пособие /Т.В. Буденная - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 64 с.
50. Алифанова, Е.А. Логопедические рифмовки и миниатюры [Текст]: пособие для логопедов и воспитателей логогрупп /Е.А. Елифанова, Н.Е. Егорова. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1999. – 80 с. - ISBN 5-89334-105-8
51. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст] /Г.А. Тумакова – М.: ВЛАДОС, 2001. – 56 с. - ISBN 5-86775-366-2
Высокий уровень – дети понимают инструкцию логопеда; с легкостью отвечают на вопросы ; по речевой инструкции логопеда правильно выполняют предлагаемые им упражнения; правильное удержание артикуляционной позы; переключаемость движений органов артикуляции. Выполняют задания самостоятельно, без помощи логопеда. Высокий уровень оценивается в 2 балла. Средний уровень – дети частично понимают инструкцию логопеда; чаще с трудом отвечают на вопросы; по речевой инструкции логопеда выполняют предлагаемые им упражнения; частичное удержание артикуляционной позы; затрудняются в быстрой переключаемости органов артикуляции. При выполнении задания нуждаются в помощи логопеда, но некоторые задания выполняет самостоятельно. Средний уровень – 1 балл. Низкий уровень – дети не понимают инструкцию логопеда; отказываются отвечать на вопросы; не находят по речевой инструкции логопеда правильный уклад органов артикуляционного аппарата; не могут выполнить статические упражнения, нуждаются в помощи; нарушена переключаемость артикуляционного аппарата от одного уклада к другому. При выполнении задания наблюдается отказ от выполнения. Низкий уровень – 0 баллов.