Коммуникативные особенности газетных заголовков в региональной прессе (на примере газет республики Тыва)

Цель работы – выявить специфику коммуникативных особенностей
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.03.2023
Объем файла
121 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Заголовок в журналистике – неотъемлемый и чрезвычайно важный элемент, выполняющий не только различные языковые функции, но и роль «лица» периодического издания или статьи. Это то, на что читатель мгновенно обращает свое внимание и решает, достойно ли написанное его прочтения, о чем будет речь. Газетный заголовок вместе с фотографиями и дизайном является ключевым элементом печатных СМИ. Ни она газета или журнал не может обойтись без заголовка. Данный элемент воздействует на сознание читателя первично. Поэтому он является основой для мотивации аудитории. Заголовок – это языковой элемент дизайна. Газета является «зеркалом», отражающим события общественной и политической жизни, она освещает разные области человеческой деятельности. Эффективное восприятие газетных публикаций во многом определяется заголовком, который кратко информирует об основных темах, содержащихся в статье, и таким образом выделяет их из ряда других публикаций. Сегодня удачный выбор заголовка также определяет заинтересованность читателя в прочтении статьи, просмотр относящейся к ней иллюстрации. 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВОКОВ 

1.1 Заголовок в структуре медиатекста как значимая единица газеты…………………………………………………………………6

1.2 Коммуникативные функции газетного заголовка…………………………………………………………......20

Глава II КОММУНИКАТИВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗДАНИИ

2.1        Медийный потенциал заголовка в тувинской газете………………31 

2.2        Синтаксические средства коммуникации газетных заголовков на          примере газет Республики Тыва……………………………………………..34

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиева,Э.Х. рагматика газетного заголовка (на материале современных русских и английских газет) : дис. ... канд. филол. Наук: 10.02.19 / Алиева Эльвира Хусейновна. – Грозный, 1991. – 167 с.

2. Безруков, В. И. Синтаксическая структура и семантика заголовков (на материале газет) / В. И. Безруков // Синтаксис современного русского языка. – Тюмень, 1968. – Сборник № 40. – Вып. 6. – С. 53 —79.

3. Бессонов, А. П. Газетный заголовок / А. П. Бессонов. — Ленинград: Лениздат, 1958. – 61 с.

4. Васильева, Т. В. Заголовок в когнитивно-функциональном аспекте (на материале современного американского рассказа) : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Васильева Татьяна Викторовна. – М., 2005. – 246 с.

5. Введенская Л.А. Проблема общедоступности языка газеты. Методы исследования журналистики: учебное пособие / Л.А. Введенская – Ростов, 1981.

6. Виноградов, В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения / В. В. Виноградов // Вопросы грамматического строя. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 482 с.

7. Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку: учебное пособие / Винокур Г. О. – Москва: Просвещение, - 132 c., 221 с.

8. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения: Текст / Т.Г. Винокур,– Mосква: Просвещение, 1993. – 256с.

9. Винокур, Г. О. Избранные работы по русскому языку : учебное пособие / Винокур Г. О. – М.: Просвещение, 1959. – 492 с

10. Вомперский В. А. К изучению синтаксических структуры газетного заголовка: учебное пособие / В. А. Вомперский – Москва: Искусство публикации, 1966. – 4 c

11. Вомперский, В. П. К изучению синтаксической структуры заголовка / В. П. Вомперский // Искусство публицистики : тезисы докладов. под ред. Алма-Ата, 1966. – С. 82 —85.

12. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 8 т. Т. 2. / Л.С. Выготский, - Москва: Педагогика, 1982.

13. Газетно-публицистический стиль. Экспрессивные средства языка [Электронный ресурс] – URL: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41- kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/793- 4_gazetno_publicisticheskii_stil_ekspressivnye_sredstva_yazyka.html, свободный — Загл. с экрана (дата обращения: 20.01.2018).

14. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов / С. М. Гуревич, - Москва: Аспект Пресс, 2004.

15. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.: - Москва: Русский язык, 1978.

16. Добросклонская Т. Г. «Язык средств массовой информации»: учебное пособие / Т. Г. Добросклонская, - Москва: «КДУ» 2012. - 48 c.

17. Долгирева, А. Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте : дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Долгирева Альбина Эдуардовна. – Таганрог, 2002. – 298 с.

18. Жинкин Н.И. Механизмы речи: учебное пособие / Н.И. Жинкин, – Москва: изд. Академии педагогических наук, 1958.

19. Зимняя Н.А. Смысловое восприятие речевого сообщения: учебное пособие / Н.А. Зимняя, – Москва: Наука, 1976.

20. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. Текст / В. Г. Костомаров, – СПб.: Златоуст, 1999. - 174 c.

21. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности: учебное пособие / Е.С. Кубрякова, – Москва: Наука, 1986.

22. Лазарева Э.А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева. Свердловск, 1989. 96 с.

23. Лазарева Э.А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия / Э.А. Лазарева // Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 19. 2006. №40. С. 158-166.

24. Лютая, A.A. Информативность современного газетного заголовка и его прагматические возможности / A.A. Лютая // Аксиологическая лингвистика:  проблемы теории речевых жанров, лингвогендсрологии и стилистики: сб. науч. тр. / под ред. H.A. Красавского. — Волгоград, 2008. 38 Мельник Г. С. Основы творческой деятельности журналиста. Учебное пособие / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина, - СПб.: Изд. Михайлова В. А., 2004. 137-138 с., 142-164 с.

25. Манькова, Л. А. Специфика заголовков в различных газетных текстах / Л. А. Манькова // Ученые записки ТНУ. – 2005. – №4. – С. 1 — 4.

26. Милованова С.О. Газетный заголовок как средство актуализации смысла / С.О. Милованова // Известия Тульского Государственного Университета. Гуманитарные Науки. 2010. №1. С. 368-372.

27. Орел, М. А. Перевод газетных заголовков: история, теория, культурная традиция : дис. … канд. филол. наук: 10.02.20 / Орел Максим Александрович. – М., 2009. – 209 с.

28. Пешковский, A. M. Русский синтаксис в научном освещении : 7-е издание / А. М. Пешковский. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956. – 512 с

29. Плаксина Е.Б. Средства создания антитезы в газетных заголовках французских СМИ/ Е.Б. Плаксина // Вестник ЮУрГУ №15. Екатеринбург, 2007. С. 83-85.

30. Попов, А. С. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие / А. С. Попов // Развитие синтаксиса современного русского языка / под ред. Н.С. Поспелова, Е.А. Иванчиковой. – М.: Наука, 1966. – С. 95-166.

31. Ронгинский, В. М. Синтаксические модели заголовка и их использование в различных стилях речи : дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Ронгинский Владимир Михайлович. – Симферополь, 1963. – 408 с

32. Сафонов А.А. Стилистика газетных заголовков / А.А. Сафонов // Стилистика газетных жанров. Под ред. Д.Э.Розенталя. М., 1981. 229 с.

33. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова. М., 2003. 320 с.

34. Текст как явление культуры: науч. изд. / Г.А. Антипов, О.Н. Донских, И.Ю. Марковина, Ю.А. Сорокин. – Новосибирск, 1989.

35. Терентьева, Л. В. Лексико-грамматическая и жанровостилистическая системность в оформлении газетных оценочных заглавий : дис. … канд. филол. наук: 10.02.201 / Терентьева Людмила Викторовна. – Куйбышев, 1990. – 205 с.

36. Тертычный А.А. Заголовок – слово главное / А.А. Тертычный // Журналист, 2004, № 1. С. 80-82.

37. Тураева З. М. Лингвистика текста: структура и семантика: учебное пособие / З. М. Тураева, – Москва: Просвещение, 1986. - 54 c.

38. Турчинская Э. И. Соотношение заголовка и текста в газетнопублицистическом стиле. Текст / Э. И. Турчинская, – Москва: УОР, 1984. - 47 c., 52 с.

39. ТурчинскаяЭ.И. Соотношение заголовка и текста в газетнопублицистическом стиле. Текст / Э. И. Турчинская, – Москва: УОР, 1984. - 47 c., 52 с.

40. Харитонова Е.В. Динамика структцры синтаксиса современного русского языка: тенденции к экономичности и дистинктности / Е.В. Харитонова. Волгоград, 2014. 266 с.

41. Харченко Н.П., Банник Л.С. Заголовки-цитаты в современной газетной публицистике // Изменяющийся языковой мир: международная науч. конф. / Пермь, 2001. 

42. Хомский Н. Язык и мышление: учебное пособие / Н. Хомский, – Москва: Изд. Московского университета, 1972.

43. Чепелова Т.П. Метафора и метонимия в названиях русских и французских газет второй половины XIX века/ Т.П. Чепелова. Брянск, С. 257- 261.

44. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. –624 с

45. Шахматов, А. А. Труды комиссии по истории Академии наук СССР, выпуск 3 / Шахматов A. A., Изд-во АН СССР. М.-Л., 1948, С. 330 — 331. 39. Тураева, З. Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2103 «Иностранный язык» / З. Я. Тураева.– M.: Просвещение, 1986. – 127 с.

46. Шостак М. А. Сочиняем заголовок / М. А. Шостак // Журналист. - 1998. - № 3. - с. 1- 5, с. 9-14.

47. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1980. 256 с.

      СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ

48. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тома / В. И. Даль. – М.: Русский язык, 1978. – 2736 с. 

    49. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов : изд. 5-е, испр. и доп. / Т. В. Жеребило. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с. 

     50. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2008. – 1200 с.

На самом первом этапе вступает графически-выделительная функция. Это единственная функция, которая реализуется неязыковыми средствами. Выделение происходит с использованием графических средств, подбором шрифта его размера и шрифтовых выделений, использованием цвета, элементами верстки. Читатель невольно обращает внимание на форму заглавия, он выбирает те, которые показались ему более привлекательными по своей форме. Однако непроизвольное внимание вскоре уступает место произвольному, которое сознание начинает контролировать. Читатель обращается к языковому оформлению заголовка. За ознакомительный этап прочтения заголовка отвечает номинативная функция.