Игровой метод тренировки, как основа для развития физических качеств детей 7-8 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Система функционирования организма и уровень развития физических качеств детей младшего школьного возраста рассматривается специалистами как важнейшее условие жизнедеятельности [1; 4;18;25]. Без оптимального развития функциональной и физической подготовки детей невозможно говорить о нормальной жизнедеятельности и реализации двигательного, познавательного, эмоционально-волевого, личностного потенциала. Физическая подготовка во многом обеспечивает уровень и качество жизни, учебы, досуга любого школьника. Поэтому, важное место в исследованиях, посвященных развитию физических качеств, функциональной подготовки, уделяется технологиям, методикам, средствам, анализу и оценке. Причем, характерным моментом в данных исследованиях является ориентация выводов и рекомендаций на их практическое применение и оцениванием ситуации с позиций хорошо это или плохо для тех или иных процессов жизнедеятельности [5,6,8].
Одним из действенных методов, повышающий уровень развития физических качеств у детей младшего школьного возраста является игровой метод тренировки [22].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Анализ научной и методической литературы по исследуемой теме 6
1.1 Особенности развития психофизических качеств детей младшего школьного возраста 6
1.2 Развитие физических качеств и функциональной подготовленности детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр 9
1.3. Педагогические условия развития физических качеств у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игры 13
Глава 2 Методика и организация исследования по развитию физических качеств детей 7-8 летнего возраста игровым методом тренировки 17
2.1 Методы исследования 17
2.1.1 Анализ научно-методической литературы 17
2.1.2 Педагогическое тестирование 17
2.1.3 Педагогический эксперимент 21
2.1.4 Методы математической статистики 22
Расчет основных статистических данных проводился по общепринятой методике. Достоверность различий между исследуемыми признаками, для совокупности попарно связанными наблюдениями, определялась по t – критерию Стьюдента. 22
2.2 Организация исследования 22
Глава 3 Результаты исследования 23
3.1. Результат констатирующего эксперимента 23
3.2 Технология игровых занятий 25
3.3 Результат контрольного эксперимента 25
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Список используемой литературы
1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и техноло¬гии спортивной подготовки и физического воспитания (методо¬логический аспект) // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 4, с. 21-26, 39-40.
2. Балыбердин И.А. Комплекс упражнений для развития физических качеств / И.А. Балыбердин // Спорт в школе: прил. к газете «Первое сентября» - 2007, № 22, с. 6-7.
3. Борщай В.М. Активные игры для детей / В.М. Борщай – Ростов – на – Дону, 2011. – 210 с.
4. Винер И.А. О новом содержании урока физической культуры / И.А. Винер // Физическая культура в школе. 2012. - № 3. – С. 40-46
5. Волков П.Б. Развитие скоростно-силовых качеств юных хоккеистов с учетом их игровых амплуа / П.Б. Волков, С.А. Хлебников // Инновационные процессы в психологии и педагогике: сб. статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2014, с.16-18
6. Гуревич И.А. Физическая культура и здоровье. 300 соревновательно-игровых заданий: учебно-методическое пособие / И.А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 2011. – 349 с.
7. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 356 с.
8. Дворкина Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр: учебно-методическое пособие. – М. Советский спорт, 2005, с.21-24.
9. Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у младших школьников. – М.: РГУ, 2001, с. 35.
10. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика : учебное пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева [и др.]. – 3-е изд., перераб. – М. : Омега-Л, 2013. – 443 с.
11. Куцаев В.В. Как учить физической культуре в школе // Физическая культура в школе. - 2013. № 7.- С.4 – 7.
12. Литвинов Е.В. Развитие физических качеств/ Е.В. Литвинов // Спорт в школе: прил. к газете «Первое сентября» - 2008, № 6, с. 8-9.
13. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -2009. - №9. – С.10-14.
14. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: учебное пособие. – М.: ФиС,2000.-270 с.
15. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Комбинированные и комплексные упражнения: Учеб. пос. - Малаховка: МГАФК, 1999. — 64 с.
16. Найминова Э. Физкультура: методика преподавания, спортивные игры, Книга для учителя. - Ростов-н- Д: Феникс, 2001. – 256с.
17. Пузырь Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. канд. пед. наук / Ю.П. Пузырь. – М.,2006. – 21 с.
18. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта : учеб. для сред. и выш. учеб. заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 105.
19. Синявский Н.И. Применение метода крайстренинга на уроках физической культуры, направленного на развитие двигательных способностей учащихся / Н. И. Синявский // Урок физической культуры в XXI веке: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. ун-т» - Сургут: РИО СурГПУ, 2014, с.60-64.
20. Тестируем детей / сост. Т.Г. Макеева. – 2-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007.- 120 с.
21. Тяпин А.Н. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования: информационно методический сборник № 4. М.: Центр ОМОФВ, ГОМЦ «Школьная книга», 2003. – 207 с.
22. Фетисова С.Л. Теория и методика преподавания спортивных игр: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений .- СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002.- 155 с.
23. Физическая культура от трех до восемнадцати лет: учебное пособие. – М.: Центр «Школьная книга», 2006.- 208 с.
24. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Воз¬растные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2008. – 218 с.
25. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990.
26. Холодов Ж. К. Теория и методы физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский центр Академия 2000. – 480 с.
27. Щетинина С.Ю. Социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2012. – № 6 (88). – С. 133-139.
Экспериментальную группу (15 чел.) составили учащиеся 7-8 летнего возраста в тренировочных занятиях, которых использовался игровой метод. Контрольную группу (15 чел.) составили учащиеся 7-8 летнего возраста в тренировочных занятиях, которых использовался метод упражнений, согласно традиционной программе физической культуры для 1-4-х классов. Основным методом диагностики кондиционных и координационных способностей дошкольников являются двигательные тесты. Тесты должны быть доступны младшим школьникам и обеспечивать получение дифференцированных результатов, показывающих уровень развития конкретных кондиционных и координационных способностей. В состав упражнений не должны входить сложные двигательные умения, требующие длительного специального обучения. Желательно, чтобы контрольные испытания не требовали сложного оборудования и приспособлений и были относительно просты по условиям организации и проведения; чтобы результаты тестов как можно меньше зависели от возрастных изменений размеров тела, его звеньев и от массы тела испытуемого. До и после проведения педагогического эксперимента тестированием оценивались кондиционные и координационные способности у детей 7-8 летнего возраста, экспериментальной и контрольной групп.