Понятие «социально-бытовые навыки» в теории и практике олигофренопедагогики

Цель – дать характеристику понятию «социально-бытовые навыки» в теории и практике олигофренопедагогики
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.03.2023
Объем файла
49 Кб
Количество страниц
22
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями, а также трудность их подготовки к самостоятельной жизни. «Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения» [Воронкова В.В., Казакова С.А.. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной)общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2006.]. На сегоднящний день школа несет ответственность перед обществом и государством за реализацию прав детей с интеллектуальными нарушениями на образование и профессионально трудовую подготовку, за создание оптимальных условий для организации образовательного процесса в зависимости от познавательных возможностей, психофизических  и возрастных особенностей умственно отсталого школьника.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………...

1.1. Понятие «социальные навыки» ………………………………………….

1.2. Особенности овладения социально-бытовыми навыками, обучающимися с умственной отсталостью……………………………...........

1.3. Психолого-педагогическая характеристики детей с умственной отсталостью………………………………………………………………..

Вывод по 1 главе…………………………………………………………………

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….....

2.1. Анализ программы по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с умственной отсталостью………………………………..

2.2. Методы, формирующие социально-бытовые навыки у детей с умственной отсталостью………………………………………………… 

2.3. Методические рекомендации направленные на успешное формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью………………………………………………………………..

Вывод по 2 главе…………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. - М. : 1987
Бине, А. .Развитие интеллекта у детей / А. Бине, Т. Симон ; пер. С. И. Зандер. -М.:В. М. Саблин, 1911,- 162 с.
Бородулина, С.Ю. «Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников»: серия «Учебники, учебные пособия» . Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Воронкова В. В., Казакова С. А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. М., «Владос», 2010.
Воронкова В.В., Казакова С.А.. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной)общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2006.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. / под ред. Власовой Т.А. - М.: Педагогика, 2009. - 186 с.
Девяткова Т. А., Щербакова А. М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М., «Владос», 2004.
Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения / под ред. В.В. Воронковой. – М., 1984.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 2006
Коркунов, В. В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ (принципиальные положения, организация и содержание) / В. В. Коркунов. М.: б.и., 1990. - 79 с.
Коррекционная педагогика и специальная психология / Словарь: учеб. пособие / сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. :КАРО, 2006. – 144 с.
Маллер Л.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: АРКТИ, 2002.
Матвеева Н. Б., Погостина Е. С. Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. //Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2004. № 3.с.47-54.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред.

Во всех странах мира центральной задачей специального образования лиц с ограниченными возможностями и (либо) с психическими недостатками является их социальная интеграция. Успех интеграции в существенной степени зависит от социально-бытовой грамотности человека, его возможности без помощи других организовать собственный быт. Потому подготовить каждого малыша к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является основной целью специальной школы.  Вопрос о роли социально-бытовых навыков в обучении и развитии приобретает в текущее время особо принципиальное значение в связи со сложностью в подготовке обучающихся к практической работе. Социально-бытовые навыки содействуют применению познаний и умений, обретенных во время обучения, на практике вне школы. У обучающихся формируются навыки личной гигиены, привычка смотреть за чистотой, все это создает необходимые условия для здорового образа жизни.