Формирование предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Введение
Чтение - сложный психофизиологический процесс, направленный на расшифровку и понимание письменного сообщения. Сложность этого процесса обусловлена, прежде всего, его неоднородностью: с одной стороны, чтение — процесс непосредственного чувственного познания, а с другой, представляет собой опосредствованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление [3].
Дети с общим недоразвитием речи, при поступлении в школу, находятся в потенциальной группе риска по отношению к полноценному овладению навыком чтения. В связи с несформированностью психических процессов, которые обеспечивают процесс чтения в норме, у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются стойкие нарушения чтения, проявляющиеся в повторяющихся ошибках. Затруднения при обучении чтению у них возникают из-за недоразвития фонематических процессов, бедности активного словарного запаса, ошибок в использовании связной речи, а также нарушений в звукопроизношении [7].
По статистике в России около 30 % процентов дошкольников страдают дислексией. Во всем мире, по данным ЮНЕСКО, 300 миллионов детей имеют расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Пяти процентам из них – сложно социализироваться, устроиться в жизни [5].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ................................... 6
1.1.Психофизиологический механизм формирования навыков чтения…...................................................................................................................... 6
1.2.Формирование предпосылок чтения в онтогенезе........................................................................................................................ 10
1.3.Особенности формирования предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи........................................................................................................ 13
1.4. Обзор методик обследования и формирования предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….……16
Выводы по первой главе................................................................................................. 22
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ……………………………………………………………………………..…...23
2.1. Исследование уровня сформированности предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………….................................23
2.2. Логопедическая работа по формированию предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………….29
2.3.Результаты контрольного эксперимента по выявлению эффективности логопедической работы ……………………………………………………………….38
Выводы ко второй главе…………………………………………………………41 Заключение………………………………………………………………………….….42
Список литературы……………………………………………………………………43
Список литературы
1. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений. – М., 2000.
2. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953.
3. Красильникова, О.А. Развитие речи на уроках чтения / О.А. Красильникова, М.И. Никитина. – СПб., 2003.
4. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 1997.
5. ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.unesco.org . – Дата доступа: 09.02.2022.
6. Светловская, Н.Н. Детская книга и детское чтение / Н.Н. Светловская, П.С. Пиче-Оол. – М.,1999.
7. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению / Н.Н. Светловская, П.С. Пиче-Оол: Практическая методика. – М., 2001.
8. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. [Электронный ресурс]
9. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М., 1989.
10. Эльконин, Д.Б. Избр. психологические труды. – М.,1989. 11. Сикорский, И.А. Душа ребенка. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
11. Парамонова Л. Г.,Головнева Н. Я., Подготовка к школе, изд-во: «Дельта», С.-П., 1999.
12. Новоторцева Н. В., Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома, изд-во «Академия развития», Ярославль, 1998.
13. Корнев А. Н., Нарушения чтения и письма у детей, изд-во «Речь», С.-П., 2003.
14. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебнометодическое пособие для логопедов и воспитателей [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова - М.: Гном-Пресс, 2001.- 80с
15. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов [Текст]/ Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.– М.: Аркти, 2002. – 136с.
16. Чиркина Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей [Текст] /Г.В. Чиркина// Дефектология. – 2005. - № 1. – С. 89-91.
17. Чиркина Г. В. Теория и практика устранения дислексии – логопедический аспект проблемы [Текст] /Г.В. Чиркина// Дефектология. – 2007. - № 1. – С. 57-
18.Лалаева Р.И., Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. [Текст] /Р.И. Лалаева, Н.В. Серпебрякова - СПб.: Союз, 2004. – 224с.
18. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. [Текст] /Д.Б. Эльконин - М.: Владос, 2000. – 168с. 31. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе чтения. [Текст] /А.Л. Ярбус - М.: Наука, 2005. – 173с
19. Корнев А.Н. Узловые вопросы дислексии [Текст] /А.Н.
20. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь/М.М. Безруких.-М.:эскимо, 2009. – 464с.;
Рассмотрим подробнее примеры, приведенные выше. Достигнуть положительного результата смогли родители Кати М., речь которой соответствовала возрастной норме. В первом и втором наблюдении основным препятствием к овладению навыками чтения в домашних условиях было грубое недоразвитие речи. Пример Вани К. иллюстрирует ярко выраженный дисбаланс речевого и психического развития. Речевое развитие мальчика находится на втором уровне (по классификации Р.Е. Левиной), что демонстрирует значительное отставание от нормы, в тоже время уровень развития рече-слуховой и зрительной памяти соответствует возрасту, что и способствовало возможности обучения мальчика некоторым элементарным навыкам техники чтения. В случае Миши К. мы наблюдаем грубое недоразвитие речи (1 уровень речевого развития), которое сопровождается значительным отставанием в развитии всех психических процессов. Такое состояние функционального базиса чтения не позволило родителям обучить ребенка начальным навыкам чтения.