Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что предметные результаты освоения основной образовательной программы по окружающему миру должны отражать осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил экологического поведения в мире природы. Основным фундаментом в освоении и овладевании знаний о природной и социальном окружении является, как сказано в Министерстве просвещения, начальная школа. [Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"] Именно начальная школа дает обучающимся познакомиться с целостной картиной мира, она учит и воспитывает у детей нравственное и эстетическое отношение. Сохранение окружающей среды относится к важному и первичному плану учебно – воспитательного процесса. В современном мире, критическое состояние природной среды обусловлено неграмотным экологическим поведением людей.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Научно - теоретические основы экологического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности………………………7
1.1. Понятие "экологическое воспитание" и его сущность в современной научной литературе……………………………………………………………………7
1.2. Особенности экологического воспитания в начальной школе
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования экологического воспитан у младших школьников …………………………………………………13
Выводы по первой главе……………………………………………..………...28
Глава II. Построение и реализация системы экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.…….………………………....29
2.1. Организация и методы исследования…………………………………29.
2.2. Анализ программы по экологическому воспитанию младших школьников …………………………………………………………………………...34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальных работы (контрольный этап)…………………………………………………………………………………....42
Выводы по второй главе………………………………………………….……49
Заключение……………………………………..………………………………50
Список литературы………………………………………………………….…52
Список литературы
1.Адаламтова.А.Д Педагогические условия экологического воспитания на уроках экологии в общеобразовательной школе // URL: Педагогические условия экологического воспитания на уроках экологии в общеобразовательной школе
2.Адаламтова.А.Д Педагогические условия экологического воспитания на уроках экологии в общеобразовательной школе // URL: Педагогические условия экологического воспитания на уроках экологии в общеобразовательной школе
3.Андрусякова И.П. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников // URL: https://moluch.ru/archive/187/47624/
4.Береговая А.В. Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС // URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/organizaciya-vneurochnoy-deyatelnosti-po.3393004/
5.Бобылева Л.Д., Мягких Т.П., Бобылева О.В. Экологические игры в школе. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2002.
6.Бодрова Л.А. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov
7.Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. — 2011. — № 6. — с. 79–96]
8.Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников; под. ред. Г. В. Буковская. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014
9.Быкова Н.Д. Особенности экологического воспитания в начальной школе // киберленинка// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ekologicheskogo-vospitaniya-v-nachalnoy-shkole
10.Варова.О.А. Природосообразность как основной принцип воспитания // инфоурок // URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-prirodosoobraznost-kak-osnovnoy-princip-vospitaniya-v-rabotah-igpestalocci-2324023.html
11.Виситова.Л.С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л. С. Виситова. // URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8732/
12.Давыдов
Экологическое воспитание, в первую очередь, направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально-положительного опыта общения с природой. Организация нравственно–ценных переживаний – сочувствия живому, заботы о нем, удовольствия от совершения доброго поступка – способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и «проживаются» ребенком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру. Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей. Стоит отметить, что учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Разнообразная деятельность во внеурочной работе экологической направленности дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе. Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей множество компетенций. Формы взаимодействия учителя с обучающимися во внеурочной деятельности экологической направленности разнообразна, например: беседы, классные часы, учебные дискуссии, экологические игры, викторины, олимпиады, конкурсы и тд Для того чтобы эффективно формировать экологическое воспитание во внеурочной деятельности, учителям необходимо сочетать различные формы и методы работы, а также позволять детям быть независимыми и развивать свою деятельность.