Психологическая готовность к школьному обучению
Введение
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит за-дача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.
Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода ‒ год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению ‒ это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обуче-нию» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению ‒ многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Современные теоретические подходы к проблеме психологической готовности детей к школьному обучению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2 Компоненты готовности к школьному обучению . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3 Психологические особенности детей шести . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
4 Методы диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
5 Организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
6 Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список использованных источников
1 Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. ‒ СПб.: Питер, 2008. ‒ 398 с.
2 Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. ‒ 4-е изд. ‒ СПб.: Питер, 2004. ‒ 208 с.
3 Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обу-чению в школе / Е.Е. Кравцова. ‒ М.: Педагогика, 1991. ‒ 152 с.
4 Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. ‒ Томск: Пеленг, 1993. ‒ 268 с.
5 Дубровина, И.В. Готовность к школе. Развивающие программы / И.В. Дубровина. ‒ 6-е изд. ‒ М.: Академический Проект, 2001. ‒ 96 с.
6 Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. ‒ СПб.: Питер, 2002. ‒ 592 с.
7 Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. ‒ СПб.: Питер, 2008. ‒ 688 с.
8 Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. ‒ М.: Педагогика, 1986. ‒ 430 с.
9 Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб. пособие / Д.Б. Эльконин. ‒ М.: Академия, 2001. ‒ 144 с.
10 Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. ‒ М.: Знание, 1987 ‒ 80 с.
11 Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. ‒ М.: Владос, 2001. ‒ 256 с.
12 Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. ‒ М.: Эксмо-Пресс, 2002. ‒ 1008 с.
13 Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. ‒ М.: Владос, 2001. ‒ 256 с.
14 Парамонова, Л.А. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: учебник / под ред. Л.А. Парамоновой. ‒ М.: Просвещение, 1989. ‒ 146 с.
15 Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. ‒ 3-е изд. ‒ М.: Тривола, 1998. ‒ 352 с.
16 Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего воз-раста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. ‒ М.: Просвещение, 1998. ‒ 190 с.
17 Мухина, В.С. Шестилетний ребёнок в школе / В.С. Мухина. ‒ 2-е изд. ‒ М.: Просвещение, 1990. ‒ 175 с.
18 Смирнов, А.А. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Том 2. Развитие произвольных движений / А.А. Смирнов; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. ‒ М.: Педагогика, 1987. ‒ 344 с.
19 Архипова, И.А. Подготовка ребёнка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника / И.А. Архипова. ‒ Екатеринбург: У-Фактория, 2006. ‒224 с.
20 Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.Л. Венгер. ‒ М.: Знание, 1994. ‒ 192 с.
21 Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. по-собие / Е.О. Смирнова. ‒ М.: Академия, 2000. ‒ 160 с.
22 Римашевская, Л.С. Социально-личностное развитие / Л.С. Римашевская // Дошкольное воспитание. ‒ 2007. ‒ №6. ‒ С. 18‒20.
23 Ковальчук, Я.И. Понимать мир детства: об индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста / Я.И. Ковальчук. ‒ Мн.: Народная асвета, 1973. ‒ 158 с.
24Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. ‒ М.: Эксмо-Пресс, 2002. ‒ 1008 с.
25 Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. ‒ М.: Гном и Д, 2005. ‒ 160 с.
26 Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. ‒ М.: Айрис-Пресс, 2005. ‒ 46 л.
27 Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: хресто-матия / И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. ‒ М.: Академия, 2003. ‒ 368 с.
28 Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. ‒ М.: АПН РСФСР, 1950. ‒ 84 с.
29 Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга ‒ А.Р. Лурия. ‒ М.: МГУ, 1969. ‒ 504 с.
30 Симерницкая, Э.Г. Методика адаптированного нейропсихологиче-ского исследования для детских невропатологов. Методические рекоменда-ции / Э.Г. Симерницкая, И.А. Скворцов, Л.И. Московичюте, В.И. Голод, Т.Н. Осипенко, И.А. Пупшева. ‒ М.: СССР, 1988. ‒ 21 с.
31 Микадзе, Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе / Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова. ‒ М.: ИнтелТех, 1994. ‒ 64 с.
32 Симерницкая, Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики / Э.Г. Симерницкая. ‒ М.: Знание, 1991. ‒ 45 с.
33 Коломинский, Я.П Психическое развитие детей в норме и патоло-гии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.П. Коло-минский, Е.А.Панько, С.А. Игумнов ‒ СПб.: Питер, 2004. ‒ 480 с.
Серийная организация движений необходима и для речи. Произнесение каждого слова ‒ это серия плавно сменяющихся артикуляторных движений. Говорение предполагает извлечение и реализацию артикуляторных программ слова, обеспечивающих координацию движений во времени. Построение предложения тоже требует последовательной грамматической программы, где от формы подлежащего зависит форма сказуемого, а от нее ‒ форма дополнения. Наконец, для построения текста необходима последовательная смысловая программа, иначе текст будет разорванным, несвязным.
Таким образом, если несформированность серийной организации движений достаточно выражена и распространяется на речь, то в речи ре-бенка мы увидим сокращение словаря (в первую очередь за счет трудных в моторном отношении слов), бедность грамматического строя (короткие фразы, использующие самые простые грамматические конструкции), трудности построения развернутого рассказа (изложение непоследовательно, объем текстов сокращен). Именно трудности построения текста бывают наиболее стойкими.
Чтобы выяснить сформированность серийной организации движе-ний, прежде всего надо проанализировать то, как ребенок овладевает но-вой для него серией движений. Для этого можно использовать пробу «ла-донь ‒ кулак ‒ ребро», пробу на реципрокную координацию и графиче-скую пробу «забор». Эти исследования показывают, может ли ребенок овладеть плавным (слитным, а не поэлементным) автоматизированным выполнением движения, нет ли у него инертности, трудности переключе-ния с одной программы на другую.