Развитие коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация системы специального образования в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает, что коммуникативная компетентность у обучающихся с ограниченными возможностями выступает одним из важных показателей эффективности образовательного процесса как основы для их успешной адаптации и социализации. Готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию со сверстниками и учителями является одним из необходимых условий развития, воспитания и обучения ребенка с интеллектуальными нарушениями (90).
Методические рекомендации, определенные федеральным государственным образовательным стандартом, предусматривают необходимость поиска педагогическими работниками рациональных и эффективных методик, методов и способов формирования коммуникативных навыков у данной категории младших школьников в учебной и внеурочной деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………….8
1.1. Теоретический анализ понятия коммуникативные навыки………………………………………………………………….….8
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………16
1.3. Анализ методических подходов к решению проблемы развития коммуникативных навыков………………………………………………20
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………...27
2.1. Изучение уровней сформированности коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта…………………..….27
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования по изучению развития коммуникативных навыков…………………….…37
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта…………….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аббясова, Н. Н. Сенсорная комната в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Электронный ресурс) /Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2018. – №. 11-4. – С. 9-11. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36731370
2. Агранович, З. Е. Структура речевого дефекта у детей с легкой умственной отсталостью (Электронный ресурс) /Здоровье–основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. – Т. 10. – №. 2. – С. 442-443. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-rechevogo-defekta-u-detey-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu
3. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе (Электронный ресурс)/ А.К. Аксенова. – М.: Владос, 2016. – 320 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27361091
4. Алпатова, Н. С., Федосеева Е. С., Костюков И. Д. Развитие самоконтроля у младших школьников с умственной отсталостью как фактор успешности учебной деятельности (Электронный ресурс)/The Scientific Heritage. – 2022. – №. 82-5. – С. 14-18. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov-s-umstvennoy-otstalostyu-kak-faktor-uspeshnosti-uchebnoy-deyatelnosti
5. Арзамасцева, Э. М. (Электронный ресурс)/Психолого-педагогическое сопровождание особых детей в условиях сенсорной комнаты //Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. – 2017. – №. 1 (34). – С. 31-35. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdanie-osobyh-detey-v-usloviyah-sensornoy-komnaty
6. Артемьева, Т. П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития (Текст)//Специальное образование. – 2016. – №. 1. – С. 5-15.
7. Архипова, М. Г. Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (Текст) //Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2017. – Т. 3. – №. 3. – С. 59-61.
8. Аюпова, Э. И., Ильинский А. С. Поддержка образовательного процесса современными информационно-коммуникационными технологиями (Текст)//Вестник Южно-Уральского профессионального института. – 2010. – №. 3. – С. 31-38.
9. Баранов, С. Н., Мусихина С. А. Особенности графомоторных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (Текст) //Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – №. 2. – С. 119-120.
10. Баряева, Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с. интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с.
11. Бекирова, М. Э., Садлаева М. С. Развитие речи младших школьников с умственной отсталостью (Электронный ресурс) //Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. – 2017. – С. 123-125. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/intonatsionnye-harakteristiki-rechi-detey-s-umstvennoy-otstalostyu
12. Белоусова, Е. Д. Логопедическая работа с умственно отсталыми младшими школьниками над составлением рассказа с помощью опорных картинок (Электронный ресурс) //доктор педагогических наук, профессор Пензенского государственного университета архитектуры и строительства ЛА Найниш; кандидат педагогических наук, доцент. – 2019. – С. 312. Режим доступа: https://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/dep_mpmnk.pnzgu.ru/artemovskie_chteniya/artem_cht__sb_2019.pdf#page=312
13. Бибина, О. А. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми учащимися в условиях реализации ФГОС (Электронный ресурс) //Инклюзивная миссия образования: образовательные стандарты. – 2017. – С.
14. Блонский, П.П. Психология младшего школьника/ Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 574 с.
15. Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3- е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
16. Большой энциклопедический словарь. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 553 с.
17. Бородин В. И., Бачило, Е. В. Подготовка кадров высшей квалификации по детской и подростковой психиатрии в России и других странах (Электронный ресурс) //Журнал неврологии и психиатрии им. CC Корсакова. – 2021. – Т. 121. – №. 3. – С. 98-103. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45281798
18. Буслаева М. Е., Дробышева, С. Н. Проблема создания психолого-педагогических условий развития семантической стороны речи младших школьников с умственной отсталостью (Текст) //Вестник Калужского университета. – 2020. – №. 3. – С. 92-94.
19. Велиляева, Л. Ю. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми (Текст) //Молодая наука. – 2015. – С. 242-244.
20. Вечер, М. В. Коммуникативные средства младших школьников с умеренной умственной отсталостью: к постановке проблемы исследования (Электронный ресурс) //Специальное образование. – 2015. – №. 4. – С. 27-33. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-sredstva-mladshih-shkolnikov-s-umerennoy-umstvennoy-otstalostyu-k-postanovke-problemy-issledovaniya
21. Видяева, Ю. В., Панкова Е. С. Преодоление специфических трудностей в обучении младших школьников 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости в условиях инклюзивного образования (Электронный ресурс) //Молодой ученый. – 2019. – №. 46. – С. 257-262.
22. Вудвуд, Е. В., Достовалова Е. В. Возможности сенсорной комнаты в тьюторском сопровождении детей младшего младшего школьного возраста (Текст) //Форум молодых ученых. – 2018. – №. 12-1. – С. 965-971.
23. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, - 2006. 224 с.
24. Галкина, В. А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения (Электронный ресурс) //Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. – 2014. – Т. 3. – №. 4. – С. 66-75. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu-v-protsesse-obucheniya
25. Герасименко, М. А., Шепелева Е. Е., Майтак С. В. Использование возможностей сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Текст) //Инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени. – 2021. – С. 163-166.
26. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12039-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт (сайт). — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/446758 (дата обращения: 12.12.2021).
27. Гордиенко, Е.А. Методика развития русской речи младших школьников: Методическое пособие. – Житомир: Изд-во ЖГУ им. И. Франко, 2008. – 52 с.
28. Гудина, Т. В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (Текст) //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – Т. 24. – №. 3. – С. 207-211.
29. Гуровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников (Электронный ресурс) / В. В. Гуровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 594-595. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71280/ (дата обращения: 08.06.2022). Режим доступа: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=SsxSDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA6&dq=29.%09Гуровская,+В.+В.+Возрастные+особенности+развития+коммуникативных+навыков+у+младших+школьников+(Электронный+ресурс)+/+В.+В.+Гуровская.+—+Тек&ots=pF1M-nQmSR&sig=eRo_r1zqCzFpJIcDm0CyE-ti5KE&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
30. Гущина, В. В. Особенности невербальной коммуникации младших школьников с умственной отсталостью (Электронный ресурс) //Национальные тенденции в современном образовании. – 2020. – С. 55. Режим доступа: http://lib.omga.su/files/n/national_trends_2020.pdf#page=55
31. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986 А. В. Запорожцем
32. Дернова, Г. Д. Сенсорное развитие детей младшего младшего школьного возраста в условиях сенсорной комнаты //ББК 88 П 86. – 2017. – С. 63.
33. Дридзе, Т. М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации. Методич. пособие-практикум по спецкурсу «Введение в лингвосоциопсихологию (Электронный ресурс)/ Т.М. Дридзе. - М.: 1979. – 231 с.
34. Дубровина, И. В., Лубовский Д. В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов //Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – №. 6. – С. 25.
35. Дудина, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (Электронный ресурс} //Редакционная коллегия. – 2012. – С. 100. Режим доступа: http://www.kspu.ru/upload/documents/2019/07/10/08d60b8415009a555a727f5e5bb4ad6d/sbornik-statej-psihologiya-i-pedagogika-detstva-deti-tretego-tyisyacheletiya.pdf#page=100
36. Евтушенко, Е. А. Роль театрализованной деятельности в нравственном воспитании умственно отсталых детей младшего школьного возраста (Электронный ресурс)//Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. – №. 3. – С. 12-15. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-teatralizovannoy-deyatelnosti-v-nravstvennom-vospitanii-umstvenno-otstalyh-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta
37. Елисеева, Е. Н., Инденбаум Е. Л. Психолого-педагогическая диагностика достижений обучающихся с тяжелыми формами нарушений интеллекта (Текст) //Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. – 2018. – С. 107-112.
38. Елисеева, Е.Н., Истомина О.В., Рудакова Е.А. Проведение первичной оценки развития обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР на основе психолого-педагогического обследования (методические рекомендации и диагностический материал) / научный редактор: канд. пед. наук А.М. Царёв, Псков, 2019.
39. Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта (Текст) //Образование и наука. – 2009. – №. 1. – С. 86-94.
40. Зайцева, К.П. Формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности (Электронный ресурс)/ Начальная школа до и после. 2011. - №4. - С. 78- 83. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9962/2/10Wotinowa.pdf
41. Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка младшего школьного возраста / А.В. Запорожец, Т.А Маркова.- М.: Просвещение, 2014. - 317 с.
42. 42. Запрягаева, О. В. Сенсорная комната как современный и эффективный элемент психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (Текст) / О. В. Запрягаева // Вестник педагогических инноваций. - 2017. - № 1. - с. 53-59.
43. Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. — Санкт-Петербург: Изд-во Буковского, 1995. — 267 с.
44. Зубкова, Е. А. Использование сенсорной комнаты для сохранения психологического здоровья детей (Электронный ресурс)//Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. – 2020. – С. 214-217. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44645391
45. Ибрагимова, Р. А., Рамазанова Р. К. Характеристика социальных компетенций младших школьников с умственной отсталостью (Текст) //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – №. 4 (44). – С. 686-689.
46. Ильбахтина, Т. П., Кулешова Э. В. Особенности речевых нарушений у младших школьников с умственной отсталостью (Электронный ресурс)//Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты. – 2021. – С. 313-319. Режим доступа:
47. Ильина, С. Ю. Чтение. Методические рекомендации. 2–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы (Электронный ресурс)/ С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Т. М. Головкина. — М.: Просвещение, 2020 — 235 с. Режим доступа: https://www.kirishi-internat.ru/wp-content/uploads/2019/11/Чтение-2-4-класс.pdf
48. Ильина, С. Ю., Зарин А., Чеботова М. А. Динамика развития речи младших школьников с умственной отсталостью (Текст) //Дефектология. – 2019. – №. 3. – С. 58-62.
49. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – 2003.
50. Калиновская, Т. А. Формирование фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) : дис. псих.н.– 2021.
51. Калмыкова, Е. А., Леонова Е. В. Коррекционная психология и педагогика (Электронный ресурс)// Курский государственный университет //Ответственный редактор: Сукиасян АА, к. э. н., ст. преп. – 2014. – С. 111.
52. Карпунина, О. И., Пиваева Е. О. Дефектологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития с использованием средств сенсорной комнаты (Текст) //Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2018. – №. 35. – С. 120-132.
53. Карпунина, О. И., Пиваева Е. О. Развитие когнитивных процессов младших школьников средствами сенсорной комнаты (Электронный ресурс)//Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики. – 2017. – С. 220-251. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34970655
54. Каштанова, С. Н., Панфилова, Т. О. Сенсорная интеграция как основа обучения грамоте умственно отсталых младших школьников (Электронный ресурс)//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – №. 7 (140). – С. 108-113. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sensornaya-integratsiya-kak-osnova-obucheniya-gramote-umstvenno-otstalyh-mladshih-shkolnikov
55. Каштанова, С. Н., Соколова, Д. В. Интегрированный подход в коррекции дисграфии у умственно отсталых школьников (Текст) //Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. – 2018. – С. 454-460.
56. Киселева, Ю. А. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников (Текст) / Ю. А. Киселева, Т. Н. Морозова // Материалы Международной научной конференции молодых ученых, 2017. – С. 326-327.
57. Кисова, В. В., Косарева Н. М. Формирование мыслительных операций у младших школьников с умственной отсталостью (Электронный ресурс)//Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №. 57-9. – С. 320-326. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32433326
58. Кисова, В. В., Сударикова Т. С. Формирование познавательной мотивации учения у младших школьников с умственной отсталостью //Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №. 57-6. – С. 329-335.
59. Кобзарь, Е. А. Особенности внимания умственно отсталых детей младшего школьного возраста //Постулат. – 2022. – №. 1.
60. Ковалева, Н. В., Фокина Е. Г. Реализация федерального государственного образовательного стандарта младшего школьного образования в сенсорной комнате (Текст) //Современные образовательные ценности и обновление содержания образования. – 2020. – С. 142-146.
61. Колосова, Т., Исаев Д. Н. Психология детей с нарушением интеллекта 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета. – Litres, 2022.
62. Коновалова, Е. В., Андреева А. А. Роль эмоционального интеллекта в социализации младших школьников с легкой умственной отсталостью (Электронный ресурс)//Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. – 2020. – С. 70-74. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44262452
Нами уже отмечалось, что в основу определения содержания и основных направления логопедической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта положены следующие принципы – принцип диагностики и коррекции, принцип индивидуального и дифференцированного подхода. В связи с этим при организации групповой и подгрупповой логопедической работы необходимо учитывать уровень развития коммуникативных навыков каждого младшего школьника с нарушением интеллекта.Итак, на основе теоретического анализа нами была определена необходимость проведения констатирующего исследования, направленного на решение проблемы исследования. Для развития коммуникативных навыков младших школьников с умственной отсталостью нами была разработана программа по развитию коммуникативных навыков младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения с использованием сенсорной комнаты. Основные направления, содержания и этапы логопедической работы разработаны нами с учетом методологических положений, общедидактических и методических принципов. Методический аспект логопедической работы по формированию коммуникативных умений и навыков представлен подобранными нами упражнениями, играми, речевыми ситуациями.