Развитие гендерной идентичности детей - сирот подросткового возраста
Введение
Актуальность проблемы исследования.
Нестабильность социальноэкономической ситуации сказывается в усилении дифференциации общества. Одним из аспектов является рост количества асоциальных семей. Низкий уровень материального благополучия, неспособность создания оптимальных условий жизни для себя и своего ребенка нередко приводит к снижению уровня жизни, алкоголизму, наркомании, делинквентному поведению родителей. Наблюдается рост числа разводов, а как следствие этого, увеличивается число детей, которых воспитывает один родитель, чаще мать. Нестабильная социальная ситуация в обществе, раннее вступление в сексуальные отношения в подростковом и раннем юношеском возрасте, приводит к возрастанию числа несовершеннолетних родителей (подростковое родительство). В связи с этим увеличивается количество «отказников» и детей, пополняющих организации для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ОДС). Причины социального сиротства - лишение родительских прав, отказ родителей от ребенка и передача государству родительских прав, временное помещение детей родителями в детские дома и дома ребенка вследствие тяжелого материально-экономического положения семьи. Добровольный отказ от родительства чаще всего обусловлен болезнью ребенка, тяжелыми материальными и бытовыми условиями семьи. В большинстве детских домов персонала больше, чем детей, но дети отстают в развитии у них катастрофически снижается интеллектуальный и физический уровень развития, отсутствуют интересы, умение брать на себя ответственность за собственную жизнь. Многие молодые мамы из числа женщин- сирот при незапланированной беременности, рожают детей и определяют их в дома ребенка, тем самым, повторяя свой собственный безсемейный опыт и замыкая порочный круг социального сиротства. Согласно исследованию в России, за месяц пребывания в госучреждениях ребенок теряет до 1% IQ. При выходе из детских домов лишь 10% детей - сирот успешно социализируются в социуме (А.В. Махнач, Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан [109]).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение….............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы гендерной идентичности…........12
1.1. Пролегомены гендерной идентичности: исторический аспект .................12
1.2. Феномен гендерной идентичности с точки зрения различных
теорий ....................................................................................................................21
1.3. Формирование гендерной идентичности в процессе социализации......... 36
1.4. Специфические особенности развития личности воспитанников
в условиях организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей............................................................................................................... 52
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение структуры гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в организациях для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей …………………………………………..64
2.1. Результаты эмпирического исследования структурных компонентов гендерной идентичности и их психологического содержания
в подгруппах респондентов подросткового возраста ..........................................65
2.2. Психологическое содержание структурных компонентов гендерной идентичности в подгруппах подростков, воспитывающихся в семье.
Содержание структурных компонентов гендерной идентичности в подгруппах подростков, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...................................................................70
2.3. Оценка взаимосвязей между структурными компонентами гендерной идентичности в подгруппах подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях .............................................................................................73
2.4. Результаты факторного анализа в подгруппах подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.............................................77
ГЛАВА 3. Разработка и реализация программы педагогического сопровождения развития гендерной идентичности подростков, проживающих в организациях для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей……………........81
3.1. Программа педагогического сопровождения развития гендерной идентичности подростков, проживающих в условиях организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ...........................................81
3.2. Результаты эмпирической проверки результативности программы педагогического сопровождения развития гендерной идентичности подростков организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..84
Заключение ................................................................................................................85
Список литературы ...................................................................................................88
Список литературы:
1. Абельбейсов В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях / В. А. Абельбейсов // Социальная политика и социология. 2009. № 3. С. 167 – 174.
2. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии.
2003. № 5. C. 103 – 120.
3. Абрамова С. В. Образ женщины в обыденном сознании личности: автореферат диссертации … кандидата педагогических наук / С. В. Абрамова.
Краснодар, 2005. 26 с.
4. Аверин В. А. Принципы психологического развития / В. А. Аверин //
Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СанктПетербург: Прайм-Еврознак, 2002. С. 37 – 41.
5. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых
стереотипов / В. С. Агеев // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 152 – 158.
6. Алешина Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины /
Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 74 – 82.
7. Алмазов Б. Н. Психология социального отчуждения: курс лекций /
Б. Н. Алмазов. Екатеринбург: Изд. дом «Урал. гос. юрид. акад.», 2007. 192 с.
8. Алмазов Б. Н. Психология проблемного детства: пособие школьному
психологу и педагогу / Б. Н. Алмазов. Москва: Dата Сквер, 2009. 248 с.
9. Андреева Г. М. Социальная психология: учебное пособие для высших
учебных заведений / Г. М. Андреева. Москва: Аспект Пресс, 1999. 376 с.
10. Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога
и особенности его общения / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. № 1.
С. 131 – 143.
11. Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и
становление ролевой структуры молодой семьи: автореферат диссертации …
кандидата психологических наук / Е. В. Антонюк. Москва, 1992. 24 с.151
12. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. Москва: Педагогика, 1990. 368 с.
13. Ахмедов А. Б. Особенности Я-концепции подростков,
Результаты факторного анализа в подгруппах подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях Факторный анализ - это совокупность методов, призванных определить, насколько связанные (т.е. коррелирующие) переменные могут быть сгруппированы так, чтобы каждую группу можно было рассматривать одну составную переменную (фактор), а не как ряд отдельных переменных. Факторный анализ проводился нами методом главных компонент с использованием варимакс вращения. Возможность применения факторного анализа к выбранным показателям определялась с помощью критерия адекватности выборки Кайзера-Мейера-Олкина (КМО), где КМО=0,000 для всех подгрупп, что свидетельствует об удовлетворительной адекватности, а также критерия сферичности Барлетта (p=0,00 для всех подгрупп), подтверждающего применимость факторного анализа. Мы провели факторный анализ в каждой исследуемой подгруппе. В нашем случае каждая подвыборка имеет численность более 99 человек, количество выделенных корреляционных связей в каждой матрице превышает пятьдесят, факторы хорошо определены (нагрузка>0,5). Кроме того, полученные данные отличаются высокой надежностью (в нашем случае используются валидные тесты). Результаты факторного анализа в подгруппах респондентов подросткового возраста Рассмотрим полученные результаты в мужских подгруппах. В подгруппе мальчиков, воспитывающихся в семье, было определено пять значимых факторов, объясняющих 37,15% общей доли дисперсии. Значимые веса в структуре фактора 1 приходятся на восемь показателей, характеризующих эмоциональную нестабильность личности, показатели реактивной агрессивности и депрессивности (психологические проявления женских качеств) свидетельствуют о наличии респондентов с нефифференцированным типом гендерной идентичности. Фактор 2 «Стереотипы мужские / стереотипы женские» (как выражение полюсных стереотипов мужчин и женщин, т.е. мужчина общительный и уверенный в себе - завоеватель, а женщина стеснительная и робкая). Этот фактор составляют показатели, которые характеризуют поведенческий компонент гендерной идентичности. Он представлен мужскими стереотипами, а также женской характеристикой (застенчивость), что может быть обусловлено женским подходом воспитания в семье, а также кризисом гендерной идентичности.