Формирование духовно – нравственных ценностей на примере образа «Богоматерь Умиление» у учащихся 3 – 4 классов
ВВЕДЕНИЕ
За последние чуть более ста лет России пришлось пережить две гуманитарные катастрофы. К этому относится утрата основ прежних ценностных парадигм, гражданское кровопролитие, разруха. В какой-то степени граждане нашей страны пребывают в ситуации кризиса нравственных идеалов до сих пор, несмотря на общее социально-экономическое продвижение. Российское общественное сознание утратило идеологические ориентиры переставшего существовать патерналистского государства и подверглось ценностной деморализации. В то же время позитивным является то, что в нынешней России произошло определенное православное возрождение. Это сняло препоны на путях приобщения россиян к возрождению духовно – нравственных ценностей. При этом национальное образование имеет значительный педагогический потенциал. Оно обязано вернуть себе миссию формирования духовно - нравственного существа детей и подростков, помочь семье и обществу в деле воспитания подрастающего поколения. Одной из форм такого воспитания является изобразительное искусство. Решающим способом преодоления негативных последствий отчуждения национального духа рубежа XX-го и XXI-го вв. выступает разворот к отечественному наследию. Среди его богатств важное место занимает древнерусское искусство. В частности, иконопись – древнейший вид искусства, имеющий более, чем тысячелетнюю историю в России. Ее значение в благотворном воздействии на духовно – нравственное воспитание невозможно переоценить. Курс занятий по иконописи, на примере образа Богородицы, может стать прекрасным средством духовно – нравственного развития школьников. Важно помочь изучить школьникам 3 – 4 классов не только процесс, но основываясь на нем, пробудить интерес к познанию мира, истории, культуре. На примере образа Богородицы Умиление повысить роль материнства, семейных ценностей, так необходимых для духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ .
1.1 История возникновения и становления иконописи на Руси
1.2 Значение образа Богоматери в иконописи и история создания иконы «Умиление»
1.3 Технологические особенности создания иконы и используемые материалы……………………………………………………………………………...
1.4 Поэтапное выполнение практической части выпускной квалификационной работы………………………………………………………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………….
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА УРОКАХ ИЗО В 3 – 4 КЛАССАХ.
2.1 Методика преподавания иконописи в 3 – 4 классах общеобразовательной школы на примере изучения иконы Богородицы «Умиление»……………………
2.2 Значение изучения искусства иконописи в современной педагогике и его влияние на духовно – нравственное воспитание личности младших школьников……….. 2.3 Цикл уроков ИЗО по изучению искусства иконописив 3 – 4 классах общеобразовательной школы………………………………………………………...
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Официальные документы
1. Конституция (Основной закон) РФ (принята 12.12. 1993) // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW;n=84814 (дата обращения: 10.01.2022).
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Консультант-Плюс. – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (Дата обращения: 10.01.2022).
3. Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования (1-4 кл.) // Федеральные государственный образовательные стандарты третьего поколения от 10.03.2018 Министерства просвещения РФ. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.01.2022).
Монографии, методические указания, учебные пособия и статьи
4. Абрамов С.И. Проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания. / С.И. Абрамов. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология, 2021, вып. 4 (43). С. 32-40.
5. Барабанов В.В., Григоренко А.Ю. К вопросу о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики» в школах. / В.В. Барабанов, А.Ю. Григоренко. // Universum: Вестник Герценовского университета, 2013, №2. С. 92-102.
6. Беликов А.В. Эстетический смысл образа в византийском искусстве: дис. … канд. филос. наук / А.В. Беликов. - М.: Прогресс.-Традиция, 2019. - 230 с.
7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета (Канонические). – М.: Российское библейское общество, 1998. – 1254 с.
8. Богатов В.В. Музыкальный фольклор как особый элемент образования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. / В.В. Богатов. // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2018, №2. С. 27-36
9. Богомолова М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. - М: Флинта, 2016. - 176 с.
10. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики / В.В. Бычков. - К.: Путь к истине, 1991. - 408 с.
11. Василий Великий, свт. Творения в 2-х тт. / Василий Великий. - М: Издательство Сибирская Благозвонница, 2018. - Т. 1. Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. 1136 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2017. - 449 с.
13. Грязнова Т.М., Грязнов С.И. Религиозное искусство как фактор духовного воспитания школьников в воскресных школах Мордовии. / Т.М. Грязнова, С.И. Грязнов. // Музыкальное искусство и образование, 2021, №4 (8). С. 163-168.
14. Гусакова В.О. Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании как научная категория. / В.О. Гусакова. // Вестник ЮУрГГПУ, 2017, №5. С. 53-58.
15. Гусев Г.В. Российская школа в начале ХХI в.: обучение и воспитание разумного образа жизни. / Г.В. Гусев. // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология, 2019, №13. С. 57-64.
16. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание школьников в современной России: опыт взаимодействия семьи, школы и Русской православной церкви. / С.Ю. Дивногорцева. // Вестник Московского университета МВД России, 2020, №11. С. 7-11.
17. Дивногорцева С.Ю. Духовные доминанты православной педагогической культуры // Слово.ру: Балтийский акцент, 2015, № 4. С. 105-112.
18. Изобразительное искусство: программа для 1-4, 5-9 классов. / В.С. Кузин, С.П. Ломов и др. - М.: Дрофа, 2007. – 212 с.
19. Изобразительное искусство в школе, программа для 1-4 классов / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина - М.: Дрофа, 2008. – 212 с.
20. Изобразительное искусство. Искусства вокруг нас. 3 кл.: учебник для общеобразовательных организации / Под ред. Б.М. Неменской. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
21. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных организации / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
22. Ковалев В.В. Факторы возрождения традиционных ценностей в российском обществе. / В.В. Ковалев. // Гуманитарий Юга России, 2018, №5. С. 165-173.
23. Козлов В.И. Нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства. / В.И. Козлов. // Наука и школа, 2017, №5. С. 173-179.
24. Колесова О.В. Драматизация как средство формирования функциональной читательской грамотности младших школьников. / О.В. Колесова, С.К. Тивикова, О.А. Зимина // Школьные технологии, 2019, № 3. С. 71-77.
25. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. / Г.С. Колпакова. - М.: Азбука, 2005. – 588 с.
26. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. – М.: Просвещение, 1998. – 372 с.
27. Кузин В.С. Психология живописи: учебное пособие для вузов. – М.: Оникс 21 век, 2005. - 304 с.
28. Кузьмина Р.И. Об эстетической воспитанности школьников на занятиях искусства. / Р.И. Кузьмина.// Sciences of Europe, 2017, №13. С. 81-85.
29. Кукушин В.С. Воспитание толерантнтной личности в поликультурном социуме: Пособие для учителя. – Ростов-н/Д: ГИНГО, 2020.- 405с.
30. Лазарев В.Н. История византийской живописи. В 2-х тт. / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1947-48. – Т.1. – 492 с., Т.2. - 519 с.
31. Ломов С.П. Живопись. Ученик. / С.П. Ломов. - М.: Агар, 2008. 232 с.
32. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования: учебное пособие. / С.П. Ломов. - М.: Прометей, 2011. - 230 с.
33. Ломов С.П., Сокольников Н.М. Изобразительной искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства. / С.П. Ломов, Н.М. Сокольников. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 141 с.
34. Макарчук Я.В., Мальчевская М.Л. Патриотическое воспитание младших школьников. / Я.В. Макарчук, М.Л. Мальчевская. // Научный диалог, 2018, вып. 1. С. 280-291.
35. Макеева С.Г., Гусева А.М. Введение в церковнославянский язык при изучении основ православной культуры. / С.Г. Макеева, А.М. Гусеева. // Ярославский педагогический вестник, 2017, №6. С. 82-85.
36. Малиновская С.М. Этнокультурный компонент регионального образования в истории педагогики / С.М. Малиновская. // Вестник ТГПУ, 2018, № 12 (140). С. 168-173
37. Мезенцева Ю.И., Руднев И.Ю. О современных образовательных программах по изобразительному искусству. / Ю.И. Мезенцева, И.Ю. Руднев. // Право и практика, 2017, №2. С. 204-214.
38. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. / А.В. Миронов. – М.: Педагогическое общество России, 2020. 163 с.
39. Михайлова О.С. Формирование у младших школьников интереса к фольклору славянских народов. / О.С. Михайлова. // Известия ВГПУ, 2019. №1. С. 82-89.
40. Никитченков А.Ю. Особенности изучения младшими школьниками произведений русского фольклора, отображающих элементы православной культуры. / А.Ю. Никитченков. // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология, 2019, №2. С. 37-48.
41. Пастернак Н.А. Психология воспитания: учебное пособие. / Н.А. Пастернак. - М: Флинта, 2018. - 167 с.
42. Петракова Т.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования. / Т.И. Петракова. // Ярославский педагогический вестник, 2021, № 5. С. 15-20.
43. Религия и гражданское общество в России. Преодоление стереотипов и социальное служение. / Под ред. А.А. Красиков, Р.Н. Лункин. - М.: Юриспруденция, 2012. – 281 с.
44. Ромм М.В. Психологическая адаптация и социализация личности. / М.В. Ромм. // М.В. Ромм, В.И. Игнатьев. Социология: учебное пособие. - М: ИНФРА-М; Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. – 383 с.
45. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы: учеб. пособие для вузов. / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 2000. – 195 с.
46. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учеб. пособие для вузов. / Н.Н. Ростовцев. – М. : Агар, 2000. - 251 с.
47. Сабитова И.В. Модель развития духовно-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе. / И.В. Сабитова. // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика, 2018, №1. С. 16-23.
48. Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х тт./ А.И. Савенков. – М.: Академия, 2009. – 240 с.
49. Седин В.И. Социализация школьников: психологические аспекты / В.И. Седин, Е.В. Леонова // Высшее образование в России, 2018, № 7. С. 21-27.
50. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. / Т.В. Склярова. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология, 2012, вып. 4 (27). С. 7-12.
51. Склярова Т.В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей. / Т.В. Склярова. // Вестник ПСТГУ, сер. IV: Педагогика. Психология, 2018, вып. 4 (39). С. 22–28.
52. Скотникова Г.В. Византийский художественный мир как зеркало современной гуманитаристики (к проблеме методологического взаимодействия культурологи и искусствоведения). / Г.В. Скотникова. // Известия СПбГУКИ, 2017, № 5. С. 327-338.
53. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. // Основы психологической антропологии. - М.: Издательство «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», 2013. – 400 с.
54. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / Отв. ред. В.А. Кольцова. - Москва: Институт психологии РАН, 2018. - 960 с.
55. Стефановская Н.А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика. / Н.А. Стефановская. – М.: Литера, 2013. - 143 с.
56. Суходольская-Кулешова Л.В. Эстетическая культура будущего учителя. / Л.В. Суходольская-Кулешова. // Педагогика, 2020, № 7. – С. 81-84..
57. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. / В.А. Сухомлинский. - Мн: Народная асвета, 1978. - 288 с.
58. Сухомлинский В.А. О воспитании. / В.А. Сухомлинский. – М: Политическая литература, 1982. - 287 с.
59. Третьяковские чтения. 2020: материалы отчетной научной конференции. / Ред. кол. Л.И. Иовлева, Т.В. Юденкова. – М.: Третьяковская галерея, 2021. – 480 с.
60. Успенский Б.А. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве / Б.А. Успенский. М.: Языки славянской культуры, 2019. - 360 с.
61. Фадеева В.С., Николаенко С.А. Гражданское и нравственно-патриотическое младших школьников. / В.С. Фадеева, С.А. Николаенко. // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения, 2019, № 6. С. 281-287.
62. Федьков Г.С. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учеб. пособие. – Минск: РИВШ, 2015. – 226 с.
63. Шапошникова Т.Д. Культурологический контекст преподавания ИЗО/ Т.Д. Шапошникова. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018, №1 (22). С. 101-111.
64. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. / О.Е. Этингоф. – М.: Прогресс-Традиция, 2020. – 312 с.
65. Языкова И.К. Богословие иконы. / И.К. Языкова. – М.: Издательство Общедоступного Православного университета, 1995. – 372 с.
66. Янушкявичене О. Л. Методология преподавания православной культуры. / О.Л. Янушкявичене. // Православное образование, 2019. № 1 (11). С. 56-63.
Электронные ресурсы
67. Абраменкова В.В. Добро и зло в картине мира современного ребенка. / В.В. Абраменкова. // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2007. №5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dobro-i-zlo-v-kartine-mira-sovremennogo-rebenka (дата обращения: 10.01.2022).
68. Акишева М.С. Сущность курса ИЗО и специфика его внедрения в спектр общеобразовательных дисциплин. / М.С. Акишева. // МНКО, 2019, №6 (79). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-kursa-osnovy-religioznoy-kultury-i-svetskoy-etiki-i-spetsifika-ego-vnedreniya-v-spektr-obscheobrazovatelnyh-distsiplin (дата обращения: 10.04. 2021).
69. Бодрова Л.А. Проектная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьников. / Л.А. Бодрова. // Ярославский педагогический вестник. 2021, №1. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov (Дата обращения: 10.01.2021).
70. Ильченко Е.А. Влияние православной культуры на формирование духовно-нравственных качеств обучающихся. / ЕА. Ильченко. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. №10. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pravoslavnoy-kultury-na-formirovanie-duhovno-nravstvennyh-kachestv-obuchayuschihsya (Дата обращения: 10.01.2022).
71. Соловцова И.А., Сиротина Е.А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе. / И.А. Соловцова, Е.А Сиротина. // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2019. №52. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-podhod-k-prepodavaniyu-osnov-pravoslavnoy-kultury-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (Дата обращения: 10.01.2022).
72. Троцкая Е.С. Соответствие содержания учебников по курсу ИЗО закономерностям нравственного развития младшего школьника. / Е.С. Троцкая. // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2018, №4 (21). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/sootvetstvie-soderzhaniya-uchebnikov-po-kursu-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoy-etiki-zakonomernostyam-nravstvennogo-razvitiya (дата обращения: 10.04. 2021).
73. Шарапова Е.А., Божкова Г.Н., Быков А.В., Галлямова Н.В. Роль ветхозаветной моральности отцов в формировании правосознания подрастающего поколения. / Е.А. Шарапова и др. // СИСП, 2021, №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vethozavetnoj-moralnostyi-v-formirovanii-podrasta yuschego-pokoleniya-na-materiale-sovremennoy-detsko-yunosheskoy-prozy (Дата обращения: 03.01.2022).
74. Школьницкая Т.Ю. Инновационный подход к формированию творческих способностей младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета, сер: Педагогика и психология, 2011, №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-k-formirovaniyu-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov (Дата обращения: 14.01.2021).
Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ этого красивого животного. Сначала мы сделаем графическое изображение, затем выполним его в цвете. С чего мы обычно начинаем работу? Правильно, с композиции. Итак, возьмите ваш лист бумаги и расположите его горизонтально, потому что мы будем рисовать идущего льва. Карандашом тоненько наметим основные оси: Надо будет так расположить его в листе, чтобы было видно, что наш лев движется по пустыне. Должна быть видна линия горизонта. Тоненько карандашом проведем вертикальную и горизонтальную оси. Вертикальная ось делит наш лист пополам по вертикали, горизонтальная – по горизонтали. Проводим линию горизонта. Над головой у льва много неба. Льву не должно быть тесно на нашем рисунке. Это значит, что мы компонуем изображение льва в наш лист, отступая от левого и правого края листа достаточное расстояние . По горизонтальной оси, справа и слева от их пересечения намечаем примерный размер нашего льва. Слева будет голова и грива зверя, передние лапы - это самая крупная часть. Слева от вертикали – продолжение спины, задние лапы и хвост. После того, как мы нашли примерный размер нашего льва(длину), найдем его высоту(рост). Для этого по вертикали от центра листа наметим карандашом, очень тоненько, отрезки вверху и внизу от пересечения осей. Это туловище льва. Обозначаем места передних лап и задних, длину хвоста, размер головы. Аккуратно карандашом ставим засечки. После этого переходим к овалам. Обозначаем крупным овалом голову льва с гривой. Для этого в левой половине листа горизонтальную ось делим пополам. Через эту точку проводим вертикаль , находим пересечение отрезков по горизонтали( ширине головы) и вертикали(высоте головы). После этого аккуратно, тоненько проводим овал (круг). Это голова льва. Теперь намечаем передние и задние лапы. Мягкими засечками определяем место передней правой и передней левой лапы нашего зверя, толщину и длину их.