Методика подготовки юношей 16-17 лет к сдаче норм ГТО в беге на 3000 метров в условиях школы

Цель исследования –разработать методику подготовки юношей 16-17 лет к сдаче норм ГТО в беге на 3000 м в условиях школы и проверить ее эффективность
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.03.2023
Объем файла
190 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность. На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается негативная тенденция снижения уровня здоровья детей, подростков и молодежи. По результатам последних исследований, доля здоровых детей снизилась с 45% до 34 %, вдвое увеличился удельный вес детей, имеющих хронические заболевания (П. А. Виноградов, А. В. Царик, Ю. В. Окуньков).  Отмечены ухудшения показателей физического развития: дефицит массы тела либо ожирение, снижение функциональных возможностей организма. Значительную роль в ухудшении состояния здоровья, росте заболеваемости современных детей играют не только социальные условия, но и малоподвижный образ жизни современных школьников, чрезмерно увлеченных компьютерами, телефонами и планшетами. Снижение двигательной активности ведет к ухудшению состояния здоровья, низкому уровню физической подготовленности. В этих условиях возникает вопрос о том, какие условия необходимо создать для того, чтобы приобщить школьников к активному образу жизни, к занятиям физической культуры и спортом. Также  необходим поиск новых форм и технологий физического воспитания современной молодежи, процесс сохранения здоровья и полноценное развитие личности, являются составной частью образовательного процесса. 
Данная проблема в последние годы рассматривается в нормативно-правовых документах и научной литературе. Так, например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ провозглашается гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека. К компетенции образовательной организации закон относит «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся» [65]. В Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2025 года [51] и Государственной программой РФ «Развитие физической культуры и спорта» [50] процент граждан, регулярно занимающихся физической культурой, к 2025 году должен дойти до 57 %, среди детей и молодежи –  86.5 %, а среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов – 25%.

 

Оглавление

Введение 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ 5

1.1. История, содержание, значимость ВФСК «Готов к труду и обороне». 5

1.2 Внедрение комплекса ГТО в внеурочную деятельность в школе. 12

1.2.1. Внеурочная деятельность в школе 12

1.2.2. Внедрение комплекса ГТО в школу. 17

1.3 Методика формирования выносливости и технико-тактической подготовки бегунов на средние и длинные дистанции. 20

1.3.1 Методические аспекты формирования выносливости 20

1.3.2 Методика тактико-технической подготовки бегунов на средние и длинные дистанции в условиях школы 25

1.4 Возрастные особенности развития и особенности подготовки бегунов 16-17 лет. 30

1.5. Средства и методы подготовки бегунов на средние и длинные дистанции. 37

Выводы по 1 главе. 43

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 46

2.1. Методы исследования 46

2.2. Организация исследования 49

Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 50

3.1. Содержание методики исследования 50

3.2. Результаты тестирования в начале исследования 54

3.3. Результаты тестирования в конце исследования 56

3.4. Сравнительный анализ результатов исследования в начале и в конце педагогического эксперимента 57

ВЫВОДЫ: 59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Абдулин, М.Г. МмМетодика тренировтренировки бегунов нна длинные дистанциидистанции в подгподготовительный период в условиях сельской местности/М.Г. Абдулин–Омск  ОООГИФК, 1990 19

2) Аронов, Н. Бег по науке [Текст] / Н. Аронов, М. Портнягина // Огонек. – 2016. – № 42. – С. 6.

3) Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 256 с.

4) Баѐва, Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста [Текст] / Погадаева О.В.// Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2003.— 56 c.

5) Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 176 c.

6) Бакланов, Л.Н. К вопросу об определении эффективных периодов развития общей выносливости у школьников [Текст] / Л.Н. Бакланов// Развитие двигательных способностей у детей: (Тез.симпоз.).- М: Просвящение, 2011

7) Балыбердин, О. Фартлек-скоростная игра [Текст]: методика развития выносливости у юных легкоатлетов / О. Балыбердин // Спорт в школе. – 2009. – № 17. – С. 33–34.

8) Баршай, В.М. Спортивная гимнастика [Текст] : учебник для вузов физической культуры / В.М. Барашай. - М.: Феникс, 2009. - 230с.

9) Барьерный спринт [Текст]: вся последовательность // Легкая атлетика. – 2014. – № 11/12. – С. 2–4.

10) Бег на средние и длинные дистанции [Текст] // Легкая атлетика. – 2014. – № 7/8. – С. 2–6.

11) Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) [Текст] М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.

12) Бобкова, Е.Н. Возрастная динамика скоростных способностей мальчиков с учетом гармоничности их физического развития [Текст] / Е.Н. Бобкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 4. – С. 41.

13) Болдырев, А.Г. Экспериментальное исследование средств и методов воспитания общей выносливости у юных бегунов, - Автореферат дессертации к.п.н., - М, - 1971. – 24 с.

14) Вайцеховский С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. -  Физкультура и спорт, 2005. – 312 с.

15) Верховский Ф. Позвоночник – «древо жизни» //Физкультура и спорт. – 1996. - №7. – С.9-10

16) Германов, Г.Н. Легкая атлетика в основной и средней (полной) школе [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Г.Н. Германов. – М.: Юрайт, 2017. – 258 с. – Доступ с сайта ЭБС Юрайт. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/A23CE1C7- 8EC2-4CAA-AA06-9E3F270418E3. – 29.11.2017.

17) Германов, Г.Н. Методика обучения предмету «физическая культура». Легкая атлетика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для СПО / Г.Н. Германов, В.Г. Никитушкин, Е.Г. Цуканова. – М.: Юрайт, 2017. – 461 с. – Доступ с сайта ЭБС Юрайт. – Режим доступа: https://biblio online.ru/book/FC84B8CA-A2DE-4B68-83FF-963AD1B8AFF9. – 30.11.2017.

18) Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология [Текст] / Ю.А. Ермолаев. – Москва: Высшая школа, 1985. – 384 с.

19) Железняк, Ю.Д Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. 45 пед. учеб. Заведений/ Ю.Д. Железняк, П.К. Петров – М.: Академия, 2002. - 146-151с.

20) Захаров. Е.Н. Энциклопедия физической подготовки [Текст]: /Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов под редакцией А.В. Карасева – М.: Лептос, 1994.

21) Захарьева, Н.Н. Индивидуально-типологические особенности адаптации юных спортсменов к физическим нагрузкам в скоростносиловых видах легкой атлетики [Текст] / Н.Н. Захарьева // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 2. – С. 25–28.

22) 3ациорский, В.М. Физические качества спортсменов [Текст] : учебное пособие / В.М. Запуорский. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 200с.

23) Кинематический анализ техники бега с максимальной скоростью и специальных беговых упражнений [Текст] / Ж.В. Никулина [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 6. – С. 71–73.

24) Колодницкий, Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011. - 321 c.

25) Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 2009. 456 с.

26) Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. [Текст] / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2013. - 224 c.

27) Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО [Текст] / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. -128с.

28) Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. [Текст] / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2014. - 128 c.

29) Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2014. - 356 c.

30) Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников [Текст] / А.А. Кузнецов // Физическая культура в школе. - 1975. - № 1. - с. 7-9.

31) Кулаков, В.Н.  Выход один – многолетняя тренировка / Легкая атлетика,1985,№2,с.12-13.

32) Кулдашова Н.В. Навигатор по организации внеурочной деятельности / Н.В. Кулдашова. – Волгоград: Учитель. – 141с.

33) Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин – М.: Советский спорт, 2004. – 464с.

34) Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Проспект, 2007. – 319 с.

35) Ларченков, В. "Лыжи? Шахматы? Бег!": Техника и методика// Лег.атлетика.- 1990. -№6. – С. 12-15.

36) Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: Практическое руководство для тренера [Текст] – М.: Издательство Советский спорт, 2007. – 404с..

37) Лях, В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития / В.И. Лях // Физическая культура. – 1998. – № 1. – С. 7–14.

38) Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития.- М.: Терра - Спорт, 2000.

39) Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/ В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2006. – 126 с. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – 144 с.

40) Лях, В.И., Зданевич, А.А. Физическая культура, 10-11 классы: учеб. для  общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич ; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М, : Просвещение, 2012. – 237 с.

41) Лях, В.И., Зданевич, А.А. Физическая культура, 8-9 классы: учеб. для  общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. – 8-е изд., перераб. и доп. – М, : Просвещение, 2019. – 271 с.

42) Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья./ А.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2014. – 64с.

43) Малышев, Н. "Казанкина и К"/ Н.Малышев // Лег. Атлетика.-1991. -№ 4. – С. 11-12. – Оконч. Начало № 2, 3, 1991.

44) Маркосян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М.: Медицина, 1969. - 322с.

45) Матвеев, Л.Г. К теории постороения спортивной тренировки/ Теория и практика физической культуры,1991,№12,с.11-20.

46) Матвеев, Л.П. Методика физического воспитания с основами теории: учеб. пособ. / Л.П. Матвеев, С.Б. Мельников. – М.: Просвещение, 2001. – 191 с.

47) Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособ. / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 272 с.

48) Механизм «перевернутого маятника» в прыжках в длину [Текст] / В.В. Тюпа [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 8. – С. 94–100.

49) Никулин И.Н. Актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО и развития массового спорта [Текст] / И.Н. Никулин // всерос.науч.практич. конф., 1-3 ноября 2016 г. НИУ «БелГУ». – Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2016. – С. 103-109

50) Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 года N 1101-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/

51) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» : Постановление Правительства РФ от от 17 октября 2018 г. № 2245-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/QNlNOzIXgAYfExx0bzmyGXxlQm6SFf54.pdf

52) Озолин, Э.С. Оптимизация средств специальной подготовки на основе анализа динамики скорости в спринтерском беге [Текст] / Э.С. Озолин // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 1. – С. 3–6.

53) Полунин А.,Кряжев В.,Кулаков В. Бег на средние и длинные дистанции/Легкая атлетика,1985,№3,с.9-10.

54) Пономарев В.В. Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие массовой физической культуры в современной России: традиции и перспективы внедрения ВФСК (ГТО)» [Текст] / В.В. Пономарев. – Красноярск: СибГТУ, 2015. – 177 с.

55) Скрыгин С.В. Структура тренировочных нагрузок специальной направленности бегунов-спринтеров 3–4 годов обучения в учебно тренировочных группах спортивных школ: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / С.В. Скрыгин; [Место защиты: ВНИИФК]. – М., 1992. – 23 с.

56) Смолянский, П.Г. Комплексная тренировка для развития силовой выносливости [Текст] / П.Г. Смолянский // Легкая атлетика. – 2012. – № 3/4. – С. 12–13.

57) Степанов, П. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования [Текст] / П.В. Степанов, И.В. Степанова. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2011. - 832 c.

58) Суслов, В.П. Бег на средние и длинные дистанции. Классификация тренировочных средств // Легкая атлетика, 1970, №7. - С. 10-11

59) Суслов, Ф.П. Бег на средние и длинные дистанции/ Ф.П. Суслов ̶ Москва: Физкультура и спорт, 1982.

60) Тристан, В. Г. Физиология спорта: учебное пособие / В. Г. Тристан, О. В. Погадаева– Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.

61) Тупоногова, О.В. Экспериментальное обоснование методики тренировки бегунов на длинные дистанции, направленной на повышение экономичности бега [Текст] / О.В. Тупоногова // Вестник спортивной науки. – 2015. – № 1. – С. 58–62.

62) Фарфель, В.С. Двигательные способности. Теория и практика физической культуры,1977,№12,с.27-30.

63) Фарфель, В.С. Физиология человека (с основами биохимиии) / В.С. Фарфель. – ФиС, 1970

64) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 62 с. – (Стандарты второго поколения).

65) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа : URL: http://base.garant.ru/70291362/

66) Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 12.11.2016)

67) Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196- ФЗ) [Электронный ресурс] / http://ozpp.ru/zknd/sani/

68) Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

69) Фрукто, А.Л. Бег с  препятствиями / Легкая атлетика, М, Физкультура и спорт,1979,с.307-319.

70) Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособ. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – Изд. 2-е испр. и доп. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

71) Чинкин, А. С. Физиология спорта: учебное пособие / А. С. Чинкин, А. С. Назаренко. – М. : Спорт, 2016. – 120 с.

72) Эстафетный бег: невизуальная – внутренняя передача [Текст] // Легкая атлетика. – 2014. – № 9/10. – С. 2–5

 Известно, что некоторые выдающиеся легкоатлеты, как, например, П. Снелл, пробегают порой даже марафонскую дистанцию. В последние годы такая тренировка в аэробных условиях становится одним из главных средств подготовки бегуна на средние дистанции. Кроме того, на местности могут применяться различные формы повторного и переменного бега, методика которого подробно разработана шведами и носит название "фартлек". Вот как может быть построена тренировка типа "фартлек": медленный бег 5-10 мин. (разминка). Равномерный, интенсивный бег 1-2 км. Быстрая ходьба 5 мин. Медленный бег с ускорениями 50-60 м до легкого утомления. Медленный бег с короткими ускорениями, напоминающими ускорения во время соревнования, когда бегун не позволяет сопернику уйти вперед. Бег в полную силу на подъем 150-200 м и бег в быстром темпе 1 мин [14]. Широкое распространение фартлека объясняется стремлением бегунов тренироваться больше и интенсивнее. Утомление при беге на мягком грунте наступает позже. Вероятность мышечных контрактур и воспалений суставов, связок и надкостниц уменьшена. Спортсмен бежит естественным неудлиненным шагом. К тому же бег на местности весьма эмоционален, приучает бегуна к самостоятельности, творческому подходу к тренировке[53]. Интервальный метод тренировки популярен во всех странах мира. У нас  он применяется в форме переменного и повторного бега. В первом случае сравнительно интенсивные пробежки отрезков дистанции чередуются с бегом в более медленном темпе. Во втором - после отрезков, преодолеваемых в высоком темпе, следуют интервалы полного отдыха. Применение интервального бега повышает интенсивность отдельных тренировочных занятий и всей тренировки в целом, однако общий километраж бега у начинающих спортсменов остается без существенных изменений. Прикидки и соревнования (1-2 раза в месяц) проводятся на фоне большой по объему тренировочной работы с некоторым снижением ее, в последние 2-3 дня. Характер тренировки в апреле остается таким же, как и в марте, только занятия по общей физической подготовке из зала выносятся на воздух. Интервальный бег дополняется пробежками на удлиненные отрезки [1,13].