Актуализация применения прыжковых упражнений в системе подготовки спринтера группы спортивного совершенствования

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможности применения прыжковых упражнений в системе спринтерской подготовки бегунов группы спортивного совершенствования
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.03.2023
Объем файла
126 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Легкая атлетика является «Королевой» для всех видов спорта, а спринтерский бег один из старейших, популярных и зрелищных ее разновидностей. Бег на 100 входил в программу первых Олимпийских игр, а дисциплина 200 м со вторых. По сей день эти дистанции входят в программу всех Олимпийских игр, чемпионатов Мира и Европы. Накоплен огромный опыт по организации тренировочного процесса спортсменов-спринтеров. 
В последние годы результаты сильнейших российских спортсменов спринтеров значительно отстают от достижений ведущих спринтеров Ямайки, Канады, США и Франции. В Ханты-Мансийском автономном округе в настоящее время спринт является перспективным видом лёгкой атлетики, так как атлеты успешно выступают на всероссийских соревнованиях. 
Результативность системы подготовки в спорте зависит от повышения эффективности всех сторон тренировочного процесса и высокой степени их взаимосвязи. Многие тренеры России считают, что техника спринтерского бега сугубо индивидуальна и, зависит от определенных индивидуальных возможностей спортсмена. Также, техника спринтерского бега непосредственно зависит от достигаемого спринтером уровня скоростно-силовых и скоростных способностей.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПРИНТЕРОВ ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 9

1.1 Проблемный анализ скоростно-силовой подготовки бегунов спринтеров. 9

1.2 Скоростно-силовые способности и их значение в подготовке бегунов спринтеров. 12

1.3 Характеристика и разновидности прыжковых упражнений в легкой атлетике. 16

1.4 Обоснование целесообразности использования прыжковых упражнений в тренировочном процессе девушек-спринтеров 19

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31

2.1 Методы исследования 31

2.2 Организация исследования 40

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ БЕГУНОВ СПРИНТЕРОВ 41

3.1 Анализ исходных данных легкоатлетических занятий с применением прыжковых упражнений в специальной подготовке для спринтеров 41

3.2 Комплекс упражнений, способствующий развитию скорости с помощью направленных прыжковых упражнений для девушек спринтеров 16-18 лет 43

3.3 Экспериментальная оценка влияния легкоатлетических занятий с применением прыжковых упражнений для бегунов спринтеров 52

ВЫВОДЫ 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова, Е. А. Технологическое обеспечение процесса спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции / Е. А. Анисимова. – Текст : электронный // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2013. – №3. – С. 24-27. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskoe-obespechenie-protsessa-sportivnoy-podgotovki-begunov-na-korotkie-distantsii (дата обращения: 10.10.2021). 

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания: учебное пособие / Б.А. Ашмарин. – Москва : Просвещение, 2012. – 325 с. – Текст: непосредственный.

3. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека: монография / В.К. Баль¬севич. – Москва : Советский спорт, 2009. – 220 с. ISBN 978-5-9718-0311-9. – Текст : непосредственный.

4. Богатырев, Е.Г. Легенды и были о «королеве»: учебное пособие / Е. В. Богатырев. – Москва: Физкультура и спорт, 2005. – 160 с. – ISBN 978-5-907225-08-4. – Текст : непосредственный.  

5. Бондарчук, А.П. Основы силовой подготовки в спорте: учебное пособие / А. П. Бондарчук. – Москва: Спорт, 2019. – 224 с. – Текст : непосредственный.

6. Буевский, И.П. Построение и содержание тренировочного процесса учащихся спортивных школ – Текст : непосредственный // И.П. Буевский // Сборник учебных трудов, Часть 1 / Под общ. ред. И.П. Буевской. – Москва : ВНИИФК, 1990. - 132 с.

7. Верхошанский, Ю. В.  Основы специальной физической подготовки спортсменов: учебное пособие / Ю. В. Верхошанский. – 2-е изд. – Москва : Советский спорт, 2021. – 332 с. – ISBN 978-5-00129-094-0. – Текст : непосредственный.

8. Врублевский, Е. П. Легкая Атлетика: основы знаний (в вопросах и ответах): учебное пособие / Е. П. Врублевский. – 2-е изд. – Москва : Спорт, 2016. – 200 с. – ISBN 978-5-9907240-3-7. – Текст : непосредственный.

9. Гимазов, Р. М. Статистическая обработка материалов исследования на компьютере: учебно-методическое пособие: направление подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль "Физкультурное образование", профиль "Образование в области безопасности жизнедеятельности", направление подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Р. М. Гимазов ; Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Сургутский государственный педагогический университут. – Сургут : Сургутский гос. пед. ун-т, 2015. – 138 с. : табл., цв. ил. ; 21 см. – 100 экз. –  ISBN 978-5-93190-310-1. – Текст : непосредственный.

10. Годик, М. А. Спортивная метрология: учебное пособие / М. А. Годик. – Москва : Физкультура и спорт, 1988. – 192 с. – Текст : непосредственный.

11. Давиденко, В. Н. Легкая атлетика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» / В. Н. Давиденко. – Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. – 75 с. – ISBN 978-5-87954-700-9. – Текст : непосредственный.

12. Дьякова, Е. Ю. Эффективность прыжковой подготовки в тренировочном процессе легкоатлетов / Е. Ю. Дьякова, Г. С. Лалаева, А. Н. Захарова. – Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. – 2012. - №363. – С. 172-174. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-pryzhkovoy-podgotovki-v-trenirovochnom-protsesse-legkoatletov-9-10-let (дата обращения: 15.10.2021).

13. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. И. Евсеев. – Москва: Изд-во Академия, 2003. – 384 с. – ISBN 978-5-222-12360-7. – Текст : непосредственный.

14. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. // Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – Москва : Изд-во «Академия», 2002. – 264 с. – ISBN 5-7695-0571-0 – Текст : непосредственный.

15. Жилкин, А. И. Легкая атлетика: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений // А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. – [4-е изд., стер.]. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. – ISBN 5-7695-1146-1. – Текст : непосредственный.

16. Захарова, В.В. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике: методически указания // В. В. Захарова. – Ульяновск : УлГТУ, 2003 – 51 с. –  Текст : непосредственный.

17. Зациорский, В. М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте: учебное пособие для слушателей УСО и ВШТ / В. М. Зациорский, Н. Ж. Булгакова. – Москва : ГЦОЛИФК, 1980. – 41 с. : ил.; 19 см. – Текст : непосредственный.

18. Зеличёнок, В.Б. Лёгкая атлетика: критерии отбора: учебное пособие // В.Б. Зеличёнок, В.Г. Никитушкина, В.П. Губа. – Москва : Терра-Спорт, 2010. – 240 с. – ISBN 5-93127-091-4. – Текст : непосредственный.

19. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография / В. Б. Иссурин. – Москва : Советский спорт, 2010. – 288 с. –  ISBN 978-5-9718-0410-9. – Текст : непосредственный.

20. Косихин, В. П. Технологии управления подготовкой легкоатлетов-многоборцев в прыжковых видах многоборья / В. П. Косихин. – Текст : электронный // Учебные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2009. – №11. – С. 91-94. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-upravleniya-podgotovkoy-legkoatletov-mnogobortsev-v-pryzhkovyh-vidah-mnogoborya (дата обращения: 01.10.2021).

21. Лалаева, Г. С. Внедрение программы учебно-тренировочного процесса с использованием специального комплекса прыжковых упражнений для легкоатлетов / Г. С. Лалаева. Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – №7. – С. 110-115. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-programmy-uchebno-trenirovochnogo-protsessa-s-ispolzovaniem-spetsialnogo-kompleksa-pryzhkovyh-uprazhneniy-dlya.

22. Лебедева, Т. Р. Проектирование технологий индивидуально ориентированного построения тренировочного процесса в скоростно-силовых видах легкой атлетики: учебное пособие / Т. Р. Лебедева, В. П. Черкашин, О. Е. Ушакова. – Волгоград : ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. – 188 с. – Текст : непосредственный.

23. Озолин, Н. Г.  Легкая атлетика: учебное пособие для институтов физической культуры // Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. – Москва : Изд-во «Физкультура и спорт», 2009. – С. 611-615. – Текст: непосредственный.

24. Ломан, В.С. Бег, прыжки, метания: учебное пособие / В. С. Ломан. – Москва: Физкультура и спорт, 2006. – 208с. – Текст : непосредственный.

25. Малков Е.А. Подружись с королевой спорта: учебное пособие / Е. А. Малков. – Москва : Просвещение, 2002. – 23 с. – ISBN 5-09-003320-1. – Текст : непосредственный.

26. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебное пособие / Л. П. Матвеев – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с. – ISBN 5—278—00326—1. – Текст : непосредственный.

27. Миронов, Д. Л. Подготовка легкоатлетов-спринтеров в условиях искусственной управляющей среды (исторический экскурс) / Д.Л. Миронов. –

Текст : электронный // Известия Тульского государственного университета. – 2013. №10. – С. 71-76. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-legkoatletov-sprinterov-v-usloviyah-iskusstvennoy-upravlyayuschey-sredy-istoricheskiy-ekskurs (дата обращения: 01.11.2021).

28. Михалев, В. Н. Современные тенденции тренировочной и соревновательной деятельности в скоростно-силовых видах легкой атлетики (по материалам зарубежной печати) / В. Н. Михалев. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №5. – С. 21-25. – https://science-education.ru/ru/article/view?id=10118 (дата обращения: 05.11.2021).

29. Мясникова, Т. И. История и основы методологии научных исследований в спорте: учебное пособие / Т. И. Мясникова // Министерство образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2015. – 243 с. – ISBN 978-5-7996-1408-9. – Текст : непосредственный.

30. Никифоров, Ю.Б. Воспитание силовых способностей: учебное пособие / Ю. Б. Никифоров. – Москва : Физкультура и спорт. 2003, 150 с. – ISBN 978-5-86229-439-2. – Текст : непосредственный.

31. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать: учебное пособие / Н. Г. Озолин. – Москва : Изд-во «Астрель», 2002. – 864 с. – ISBN 5-17-012478-3. – Текст : непосредственный.

32. Озолин, Э.С. Спринтерский бег: учебное пособие / Э. С. Озолин. –

Москва: Спорт, 2006. – 272 с. – ISBN 978-5-904885-13-7. – Текст : непосредственный.

33. Онищук, С. В. Изменение показателей специальной физической подготовленности легкоатлетов-спринтеров с использованием авторской программы применения омега-3 / С. В. Онищук. – Текст : электронный // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2012. – №2. – С. 125-128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-pokazateley-spetsialnoy-fizicheskoy-podgotovlennosti-legkoatletov-sprinterov-s-ispolzovaniem-avtorskoy-programmy (дата обращения: 23.11.2021).

34. Платонов, В. Н.  Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Настольная книга тренера: учебное пособие / В. Н. Платонов. – Москва : ООО «ПРИНТЛЕТО», 2021. – 592 с. – ISBN 978-5-6046191-0-0. – Текст : непосредственный.

35. Поддубный, Е. Дидактические подходы к методике обучения рациональной технике движений в легкой атлетике / Е. Н. Поддубный, В. Н. Власов. – Текст : электронный // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2010. – № 68. – С. 132-136. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-podhody-k-metodike-obucheniya-ratsionalnoy-tehnike-dvizheniy-v-legkoy-atletike (дата обращения: 13.12.2021).

36. Попов, В. Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка: учебное пособие / В.Б. Попов. – Москва : Терра-Спорт: Олимпия Пресс, 2001. – 156 с. – ISBN 5-94229-002-6. – Текст : непосредственный.

37. Руденко, И. В. Особенности моделирования тренировки легкоатлетов-спринтеров / И. В. Руденко. – Текст : электронный // Омский научный вестник. – 2006. – №9. – С. 87-93. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-modelirovaniya-trenirovki-legkoatletov-sprinterov (дата обращения: 18.12.2021).

38. Рунова, М.А. Двигательные качества и методика их развития: учебное пособие / М. А. Рунова. – Москва : Физкультура и спорт, 2003. – 140 с. – Текст : непосредственный.

39. Рыбалова, С. И. Учебно-методическое пособие по легкой атлетике / С. И. Рыбалова. – Сураж, 2010. – 119 с. –Текст : непосредственный.

40. Салеев, Э. Р. Морфофункциональные особенности развития школьников в динамике легкоатлетической прыжковой подготовки: дис. канд. биолог. наук: 03.03.01 – Физиология / Салеев Эльдар Рафаэльвич – Челябинск, 2012. – 145 с. – Текст : непосредственный.

41. Селуянов, В.Н. Теория и практика дидактики развивающего обучения в физическом воспитании: учебное пособие / В. Н. Селуянов. – Москва : ФиС, 2006. –105 с. – ISBN 5-89022-040-3. – Текст : непосредственный.

42. Семенов, Л. А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие / Л. А. Семенов. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9718-0543-4. – Текст : непосредственный.

43. Тер-Ованесян, И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд: учебное пособие / И.А. Тер-Ованесян. – Москва : Терра - спорт, 2010. – 121с. – ISBN 5-93127-084-1. – Текст : непосредственный.

44. Федоров, В. И. Повышение эффективности подготовки легкоатлетов-спринтеров на основе использования специальных упражнений циклического характера с выраженной асимметрией силового воздействия / В. И. Федоров. – Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. – 2012. - №6. – С. 110-115. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-podgotovki-legkoatletov-sprinterov-na-osnove-ispolzovaniya-spetsialnyh-uprazhneniy-tsiklicheskogo (дата обращения: 25.12.2021).

45. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – Москва : «Академия», 2000. – 478 с. – ISBN 5-7695-0567-2. – Текст : непосредственный.

46. Хорошева, Т.А. Влияние занятий ФК на морфофункциональные показатели школьников старших классов/ Т.А. Хорошева. – Текст : электронный // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5 (16). – С. 244–248. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-fizicheskim-vospitaniem-i-sportom-na-morfofunktsionalnye-pokazateli-studentok (дата обращения: 12.01.2022).

47. Царанков В. Л. Комплексный контроль в подготовке легкоатлетов-спринтеров на этапе спортивного совершенствования 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Царанков Валентин Леонидович; «Белорусский государственный университет физической культуры». – Минск, 2017. – 30 с. – Текст : непосредственный.

48. Шабанов И. Н. Тактика применения прыжковых упражнений в специальной подготовке бегуний на короткие дистанции / И. Н. Шабанов. – Текст : электронный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2012. – №11. – С. 65-67. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/taktika-primeneniya-pryzhkovyh-uprazhneniy-v-spetsialnoy-podgotovke-yunyh-beguniy-na-korotkie-distantsii (дата обращения: 20.01.2022).

49. Шкляренко, А.П. Эффективность сезонных занятий физической культурой в условиях крайнего севера: учебное пособие / А.П. Шкляренко, Д.А.Ульянов, Т.Г. Коваленко. – Волгоград : Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 2. – С. 65–67. – Текст : непосредственный.

50. Юдин, А. С. Современные подходы к планированию учебно-тренировочного процесса спринтеров высокой квалификации / А. С. Юдин. – Текст : электронный // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2015. - №2. – С. 92-95. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23710270 (дата обращения: 2.02.2022).

51. Юшкевич Т. П. Особенности тренировки легкоатлетов-спринтеров на этапе спортивного совершенствования / Т. П. Юшкевич. – Текст : электронный // Мир спорта, 2016. – №2. – С. 93-96. – URL: http://lib.i-bteu.by/handle/22092014/2943 (дата обращения: 12.02.2022).

52. Балыбердин О. А. Бег на короткие дистанции / О. А. Балыбердин. – Текст : электронный // Спорт в школе, 2021.  URL:http://bmsi.ru/doc/ (дата обращения: 20.02.2022).

53. Harald, M. Бегай! Прыгай! Метай! / М. Harald // Wolfgang, R; Изд. ИААФ, 2013. – С. 120-131. – Текст : непосредственный/

Подведение итогов эксперимента: описание результатов, характеристика условий, описание особенностей субъектов экспериментального воздействия, данные о затратах времени, усилий, средств, указание границ применения результатов эксперимента. Педагогический эксперимент проводился в виде констатирующего и формирующего эксперимента. Для того что бы подтвердить сформулированную в работе гипотезу проводился педагогический эксперимент, его цель заключается в исследовании динамики показателей уровня развития скоростно-силовых способностей для спортсменов спринтеров группы спортивного совершенствования средствами легкой атлетики. В констатирующем эксперименте приняли участие 16 спортсменов, имеющие 1 спортивный разряд и разряд кандидат в мастера спорта. Продолжительность педагогического эксперимента длилось с ноября 2020 года по май 2021 года. По цели эксперимент был констатирующим, по условиям проведения - естественным, по осведомленности испытуемых - открытым, по направленности - сравнительным.  Все участники эксперимента были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В контрольной группе обучающиеся занимались по стандартной программе спортивной школы. А в экспериментальной группе в программу тренировочных занятий были включены прыжковые упражнения, для спортсменов, специалирующихся в беге на короткие дистанции, направленные на развитие скоростно-силовых способностей, Занятие проходило 6 раза в неделю по 3 часа, на 3 занятиях в неделю внедрялся комплекс прыжковых упражнений на развитие скоростно-силовых способностей. Весь комплекс упражнений был направлен на разностороннее воздействие на организм данного двигательного действия. Упражнения подбирались в согласии с возрастом и степень подготовленности обучающихся.