Коррекционная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Цель исследования: выявить уровень и особенности сенсорного развития дошкольников с нарушениями интеллектуального развития и разработать коррекционную программу по сенсорному развитию
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.07.2022
Объем файла
303 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2720 руб.
3400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Сенсорная деятельность является компенсаторной у ребенка с нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью) по сравнению с другими психическими функциями. Это ставит перед необходимостью использования сенсорных функций в коррекционно-компенсаторной работе с ребенка с этими нарушениями развития.
Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста нашла отражение в психолого-педагогических исследованиях. В частности, З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова выяснили, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. А.В. Запорожец доказал, что через усвоение систем сенсорных эталонов происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта.
Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Н.П.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….….3

ГЛАВА 1. Подходы к изучению сенсорной деятельности в психолого-педагогической науке...................................................................…………..…..7
1.1. Сенсорная деятельность как вид деятельности, ее виды............................7
1.2. Сенсорное развитие ребенка без нарушений развития..............................15
1.3. Особенности сенсорной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья......................................................................................25
Выводы по главе 1 ………………………………………………………..…......32
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение сенсорного развития дошкольников с нарушениями интеллектуального развития...................34
2.1. Организация экспериментального исследования………………......……..34
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………………...37
2.3. Коррекционная программа по сенсорному развитию.................................43
Выводы по главе 2……………………………………………………….........…59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………….....…61
Список использованных источников…………………….....……………….63
Приложения..……………………………………………………………………68

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. М.: Просвещение, 2014. – 203с.

2. Богуславская З. М. Влияние построения предметной модели формы на восприятие ее признаков у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]  / URL:  http://psychlib.ru/mgppu/ZRv-1966/ZRv-2011.htm#n63 (дата обращения 28.10.2021) 

3. Вачеян Л. А., Воронина С. Н. Специальная детская психология. Специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология» [Электронный ресурс] / URL: http://citoweb.yspu.org/link1/metod/met160/met160.html  (дата обращения 11.02.2021) 

4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. М.: Просвещение, 1988. – 144 с. 

5. Венгер Л.А., Венев И.Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве. В сб.: Формирование восприятия у дошкольников / Л.А.Венгер, И.Д. Венев. М.: Просвещение, 1968. – 34 – 81 с. 

6. Виноградова А.Д., Липецкая Е.И. [и др.] Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т.Матасов, И.П. Ушакова. М.: Просвещение, 1985. – 144 с. 

7. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005. – 304 с. 

8. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. 

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.:Педагогика-Пресс, 2009. – 536 с. 

10. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. М.: Просвещение, 1985. – 72 с. 

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 2011. –96 с. 

12. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева. М.: Просвещение, 2005. – 272 с. 

13. Забрамная С. Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний / С. Д. Забрамная. М.: ВЛАДОС, 1995. – 5 – 18 с. 

14. Запорожец A.B. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте / A.B. Запорожец. М.:АПН РСФСР, 1963. – 30-56 с. 

15. Запорожец А.В. Развитие ощущения и восприятия в раннем дошкольном детстве. Изобр. псих. труды в 2 т., т. 1. /А.В. Запорожец. М.: Просвещение, 1986. – 277 с. 

16. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников /А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. М.: БУК-МАСТЕР, 1993. – 191с. 

17. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. М.: ВЛАДОС, 2001. – 208 с. 

18. Катаева A.A. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / URL: http://childpsy.ru/dissertations/id/18670.php (дата обращения 28.10.2021) 

19. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках [Электронный ресурс] / URL: http://www.kipk.ru/files/fck/13/file   (дата обращения 15.02.2021) 

20. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с. 

21. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]  / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664 (дата обращения: 02.02.2021) 

22. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с. 

23. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / М.Монтессори пер. с итал. С.Ф. Займовского. М.: ACT Астрель, 2005. – 272с. 

24. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори, сост. вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. М.: Карапуз, 2000. – 272 с. 

25. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника [Электронный ресурс] / URL: http://development2005.narod.ru/books/sensor.htm (дата обращения 02.02.2021) 

26. Нечаева Е. Ю., Яровая Н.Е. Система сенсорного развития детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2010. №1. с. 58. 

27. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: Академия, 2002. – 160 с. 

28. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина. М.: Просвещение, 1996. – 150с. 

29. Плеханов А.В., Морозова О. В., Манасеина М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста //  Дошкольное воспитание. 2010. № 7. 31 – 35 с. 

30. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду / Н.Н.Поддьяков. M.: Просвещение, 1981. – 192 с. 

31. Психология детства: учебник / под ред. А.А. Реана. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003. – 368 с. 

32. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Просвещение, 2004. – 164 с. 

33. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".3-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1986. – 192с. 

34. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду/ Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддъяков. М.: Просвещение, 1969. – 176 с. 

35. Сенсорное воспитание дошкольников. Сборник статей / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 228 с. 

36. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. М.: ВЛАДОС, 2005. – 119 с. 

37. Смирнова Т. С. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс]  / URL: https://moluch.ru/archive/174/45844 (дата обращения: 02.02.2021) 

38. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. 2001. № 4. 

39. Теории и практика сенсорного воспитание в детском саду / под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. М.: Просвещение, 2015. – 188 с. 

40. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности // Дошкольное воспитание. 2002. №10. 

41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. / Г.А. Урунтаева. М.:Академия, 2001. – 336 с. 

42. Усова А. П. Роль игры в воспитание детей / А. П. Усова. М.:Просвещение, 2016. – 96 с. 

43. Фокина В.Г., Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / В.Г. Фокина, О.М. Газина. М.: Прометей, 2013. – 254 с. 

44. Фребель Ф. Будем жить для своих детей / сост. предисловие Л.М. Волобуева. М.: Карапуз, 2001. – 288с. 

45. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста / Ю.М.Хохрякова. М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. 

46. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / Г.А.Широкова. Ростов- на-Дону: Феникс, 2006. – 251 с. 

47. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ / Ж.И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. – 343 с. 

48. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка – задачи воспитания. – В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Н.М.Щелованов. М.: Медгиза, 1949. – 344 с. 

49. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е.А.Янушко. М.: ВЛАДОС, 2018. – 351 с. 

50. Янушко Е. А. 100 развивающих упражнений для малышей от 2 до 3 лет / Е. А. Янушко. М.: Эксмодетство, 2018. – 95 с.

Так, рисуя, ребенок пользуется красками, цвета которых подобраны в соответствии с цветами солнечного спектра; конструируя из кубиков, он пользуется треугольными, прямоугольными, квадратными элементами разной величины, в мозаиках, материалах для аппликации представлены разноцветные кружки, треугольники, квадратики и т. д. Когда взрослые помогают ребенку в выполнении рисунков, построек, они неизбежно называют основные формы и цвета [25].Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов [25].
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй поло