Формирование у младших школьников знаний о механизмах и машинах на уроках технологии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время перед образовательной системой ставится важная задача: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность.
Технологическое образование занимает значимое место, в общем, и профессиональном образовании любого человека. Постоянное появление новых технологий требует непрерывного технологического образования людей на каждой ступени процесса обучения.
Согласно Концепции преподавания предметной области «Технология», «предмет «Технология» в содержании образования выступает в качестве основного интеграционного механизма, позволяющего в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности синтезировать естественнонаучные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О МЕХАНИЗМАХ И МАШИНАХ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ………………………………….7
Проблема формирования у младших школьников знаний о механизмах и машинах в научной литературе и образовательно практике………………………………………………………………...…..7
Знания о механизмах и машинах: понятие, состав, механизм их формирования……………………………………………………………..13
Задания на конструирование, способствующие формированию у младших школьников знаний о механизмах и машинах на уроках технологии………………………………………………………………...21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О МЕХАНИЗМАХ И МАШИНАХ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………33
Диагностика сформированности у младших школьников знаний о механизмах и машинах……………………………………………….…..33
Реализация заданий на конструирование, способствующих формированию у учащихся 4 класса знаний о механизмах и машинах.......................................................................................................45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Г.А. Краткий педагогический словарь/ Г.А. Андреева – М.: Издательство В.Секачев, 2007.
Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин/ И.И. Артоболевский – М.; Наука, 1990.
Бабанский Ю.К. Педагогика/ Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 2006.
Большая энциклопедия школьника/ под ред. И.И. Горелик – М., Изд-во Махаон, 2003.
Волкова С.И. Программа по курсу «Математика и конструирование» 1-4 класс/ С.И. Волкова – 2015.
Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение / В.В. Выгонов. – М., 2002.
Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: уч. пос. для студ./ В.В. Выгонов – М.: Академия, 1999.
Галямова Э.М. Методика преподавания технологии. Учебник/ Э.М. Галямова, В.В. Выгонов – М.: Академия, 2013.
Голованова Н.Ф. Педагогика / Н.Ф. Голованова – М.: Академия, 2011.
Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Дрофа, 2008.
Долженко Г.И. Сто поделок из бумаги/ Г.И. Долженко – Ярославль: Академия развития, Академия, 1999.
Козлина А.В. Уроки ручного труда: в детском саду и начальной школе/ А.В. Козлина. – 2000.
Коджаспирова Г.М., Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.; Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда / Н.М. Конышева. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Н.М. Конышева Наш рукотворный мир: учебник для учащихся 4 класса четырехлетней начальной школы. – 3-е изд. – Ассоциация ХХI век, 2002.
Конышева Н.М. Секреты мастеров / Н.М. Конышева. – М.: Линка-Пресс, 1997.
Конышева Н. М Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: учеб. пособие / Н. М. Конышева. – М.: Флита, 2000. – 85 с.
Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализую
Есть два типа конструирования: техническое, в котором обучающие отображают существующие объекты и художественное, которое предполагает создание образов [29]. Как правило, в любом из типов конструирования можно выделить два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Сейчас в теории и на практике существуют различные классификации видов учебного конструирования. Как правило, любая классификация предполагает выделение какого-то основания или принципа для того чтобы отделить один вид от другого.
Нелли Конышева выделяет три основных вида учебного конструирования: по образцу (точное воспроизведение) и модели с скрытыми элементами. Условия, которые должны быть определены, имеют практическое значение [17].
Отдельные методисты выделяют еще такие виды конструирования, как тематическое конструирование и конструирование по замыслу [34]. В учебной деятельности они фактически принимают черты конструирования условий, поэтому специально нами не выделены.