Видеоматериалы новостей как учебный текст: к вопросу о формировании коммуникативной компетенции у иностранных учащихся

Диссертация в которой рассмотрено понятие «коммуникативная компетенция», определена значимость видеоматериалов в преподавании русского как иностранного
Author image
Iskander
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
19.03.2023
Объем файла
3573 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Главная цель обучения иностранному языку – овладение навыками коммуникации. Возможность общения на неродном языке – фундамент для формирования коммуникативной компетентности.
Для того чтобы достичь высокого уровня владения данной компетенцией студентами-иностранцами, преподаватель создает различные ситуации общения. Значительную роль в успешной коммуникации играет умение слышать и понимать собеседника, поэтому наряду с говорением особое место на занятиях РКИ занимает аудирование: говорение способствует формированию восприятия речи на слух, а аудирование подготавливает говорение. Именно поэтому в современной методике подчеркивается необходимость формирования аудирования как одного из главных умений, без которого невозможно общение на русском языке.
Для правильного формирования данных навыков студентам необходимо слушать речь носителей языка разных профессий, пола, возраста, места жительства. В связи с этим одним из самых эффективных методов обучения является 

Содержание
Введение2
Глава 1. Особенности формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов на занятиях РКИ посредством использования аутентичных новостных видеоматериалов6
1.1.Коммуникативная компетенция в контексте компетентностного подхода в обучении РКИ6
1.2. Аутентичные видеоматериалы как средство обучения РКИ10
1.3. Методические приёмы работы с текстами видеоновостей при формировании разных видов речевой деятельности.13
Глава 2. Элективный курс «Россия сегодня»18
2.1. Методическое обоснование курса18
2.2. Содержание элективного курса.22
2.3. Методические разработки занятий по формированию видов речевой деятельности.24
2.4. Контрольно-измерительные материалы к курсу47
Заключение60
Библиография62
 

Библиография

1. Абдрахманова И.Э. Речь телевизионных средств массовой информации как учебный предмет на аудиовизуальных занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник ТГГПУ. – 2007 – №4 (11). – С. 28-33.

2. Азимов, Э.Г. Информационно-коммуникативные технологии в преподавании русского языка как иностранного. — М., 2012.

3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

4. Акишина А.А. Учимся учить: Для препод. рус. яз. как иностр. / А.А. Акишина, О.Е. Каган. – М.: Рус. яз. Курсы, 2002. – С. 237.

5. Басова М.В. Использование видеоматериалов на занятиях РКИ со студентами иностранцами уровня В1-В2 // Языки. Культуры. Перевод, 2017. № 1. С. 22–29.

6. Безрукова О.Н. Аутентичные телевизионные материалы в практике преподавания РКИ: методическая разработка урока на основе телесюжета // Наука и образование: новое время. – 2018. - № 4. – с. 30-34.

7. Богомолов А.Н. Аутентичные материалы программ российского телевидения на занятиях по РКИ: из опыта работы // Мир русского слова. – 2002. – № 3 – С. 71-76.

8. Богомолов А.Н. Средства массовой коммуникации: культурологический и дидактический аспекты: Русский язык как иностранный: автореферат дис. на соиск. ученой степ. канд. культурологии: 24.00.04 – прикладная культурология / МГУ им. М.В. Ломоносова. – Москва, 1997 – 24 с. 

9. Вариченко,  Г.В. Социокультурный подход к обучению русскому языку как иностранному// Вестник БДУ. — 2006. — №1. — с.  122- 126.

10. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий. – Москва : Логос, 2009. – 334 с.

2.1. Методическое обоснование курсаОбразовательная программа элективного курса «Россия сегодня» адресована преподавателям русского языка как иностранного (РКИ), работающим со студентами первого сертификационного уровня изучения русского языка. Достижения данного уровня помогут студентам в дальнейшем развитии коммуникативной компетенции.
Изучение языка видеотекстов новостей на занятиях РКИ играет важную роль. Новости – это самый актуальный материал, реакция на произошедшие события, мгновенный отклик на различные сферы жизни страны и мира. Несомненно, тексты новостей на русском языке выступают как проводник национальной культуры. Содержание таких текстов многоаспектно, поэтому такие материалы способны сформировать представления и знания о стране, в том числе политические, исторические, культурные и социально-экономические. Использования видеоряда новостей при обучении аудированию и говорению задействуется зрительный канал восприятия информации