Развитие социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы в обучении английскому языку на основе использования иноязычных видеоматериалов
Введение
На современном этапе формирования общества в практике преподавания иностранных языков происходят изменения, как связанные с разработкой новых методов, технологий, так и пересмотром целей и задач обучения, главной ценностью данных задач является формирование у учащегося способности и готовности принимать участие в межкультурном диалоге.
В процессе обучения иностранным языкам все больше обращается внимание на то, что знание языка без знаний культурной составляющей его страны недостаточно, чтобы обеспечить высокое и эффективное общение между представителями различных народов. При этом особая роль отводится социокультурной составляющей содержания обучения, которая позволяет учащимся сформировать не только представление о стране изучаемого языка, но и развивать у них способности, позволяющие сопоставлять факты национальной культуры и культуры страны изучаемого языка, воспринимать их социальный опыт и опыт представителей страны
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы развития социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы в обучении английскому языку на основе использования иноязычных видеоматериалов
1.1. Социокультурная компетенция: сущность и возможные пути развития в процессе обучения иностранному (английскому) языку
1.2. Показатели и уровни сформированности социокультурной компетенции у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе обучения иностранному (английскому) языку
1.3. Социокультурный потенциал различных видеоматериалов, способствующий развитию социокультурной компетенции. Критерии отбора.
Глава 2 Методические вопросы развития социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы в обучении английскому языку на основе использования иноязычных видеоматериалов
2.1 Организация работы с иноязычными видеоматериалами, способствующими развитию социокультурной компетенции
2.2 Фрагмент урока по работе с иноязычными видеоматериалами (фрагментами из фильмов)в старших классах средней общеобразовательной школы для развития социокультурной компетенции
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников
Азимов, Э.Г. Материалы интернета на уроках английского языка / Э.Г.Азимов // Иностранные языки в школе. – 2001. – №6. –С. 19-21.
Академик.ру [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. 2012.URL:https://official.academic.ru/2517/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B
Арутюнова, Н.Д. Лингвистика. / Н. Д. Арутюнова – М.: АРСТ, 2012. – 145 с.
Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова – М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. Антология. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В.?Ломоносова,?2007. – 100 с.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе. 1999 №3. С. 20-25.
Барышников, Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н.В.Барышников // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С. 28 - 32.
Бахтин, М.М. Теория интертекстуальности / М.М. Бахтин. – Вестник Шуйского гос. пед. ун-та, 2002. - № 2. – С. 32-35.
Бегунова Я. А. Видеоматериалы как средство обучения иностранным языкам // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика 2018
Беленкова Н.М. Атабекова А.А. Иноязычная коммуникативная компетенция как средство социальной адаптации будущего специалиста в вузе: результаты экспериментального обучения // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 8. – С. 63-67.
Библер, B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения / B.C. Библер // Вопросы философии. - 2009. - №6. - С. 19 - 26.
Бим, И.Л. Обучение иностранным языкам. Поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 1. - С. 13 – 19
Верещагин, Е.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - 4-е изд. - М.: Русский язык, 2000. – 246с.
Без сомнения, не представляется возможным сфомрировать коммуникативную компетенцию без знания социокультурного фона даже в ограниченных пределах.
В монокультурной образовательной среде был проведен культурно-сравнительный анализ, в следствие чего выявлено наличие косвенного, но все же диалога культур. На основе данного анализа можно утверждать, прочная основа для формирования личностей нового поколения россиян представляется возможным благодаря формированию иноязычной социокультурной компетенции.
К учащимся старших классов средней общеобразовательной школы предъявляется ряд требований к уровню сформированности социокультурной компетенции.
Для того, чтобы понимать те или иные культурные факты из текста, обучающимся надлежит овладеть специальными умениями.