Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством дифференцированного подхода
Введение
Актуальность исследования
Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения.
В обучении математике эта проблема занимает особое место, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному. Одни школьники достаточно полно усвоят новое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний (высший уровень усвоения).
Содержание
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие «познавательные УУД» в психолого - педагогической литературе 7
1.2 Понятие дифференцированного подхода 13
1.3Развитие познавательных УУД с помощью дифференцированного подхода 23
Выводы по 1 главе 26
Глава 2 Практическая работа по применению дифференцированного подхода при обучении младших школьников 27
2.1 Выявление уровня сформированности познавательных УУД 27
2.2 Описание апробации элементов дифференцированного подхода для развития познавательных УУД 34
Заключение 44
Библиографический список 46
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федер. Закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21.12.2012: одобрен Советом Федерации 26.12.2012]// Консультант Плюс: правовая база: [сайт].-2020.- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.5.2022)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn/–(дата обращения 20.05.2022.)
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" . [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/documents/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения 20.05.22)
4. Бантова. М.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]/М.А. Бантова. Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2019. –335 с.
5. Балашова. А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст]/А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.–2015. –No5. –С.69-73.
6. Бочарникова. М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст]/М.А. Бочарникова//Начальная школа.–2017.–No3.–С.86-92.
7. Жуков. В.К. Педагогика и психология: Учебное пособие / В.К. Жуков, Л.В. Капилевич, В.И. Андреев. Томск: Томский политехнический университет, 2018. –95
8. Ипполитова. Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация /Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова// GeneralandProfessionalEducation. –2018. –No1. –С. 8-14.
9. Карабанова. О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Текст] / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –2017. –No2. –С.11-12.
10. Подбельных. Г.И. Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО. [Электронный ресурс].– URL:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/–(дата обращения 29.05.2022.)
11. Антропова Е.В. Осуществление дифференцированного подхода в формировании познавательной деятельности //festival.1september.ru/articles/514422/ (дата обращения: 29.05.2022)
12. Панюшкин. В.П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся [Текст] / В.П. Панюшкин. –М. –2019.
13. Антропова Е.В. Осуществление дифференцированного подхода в формировании познавательной деятельности // ***festival.1september.ru/articles/514422/ (дата обращения: 30.5.2022)
14. Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий// Наука и образование: современные тренды. — 2013. — № 2 (2). — с. 46-102.
15. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.
16. Попова Н.Е., Еремина Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО //Педагогическое образование в России. — 2015. — № 12. — с. 139-144.
При фронтальном обучении педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Он осуществляет прямое идейно-эмоциональное воздействие на коллектив учащихся, организует их сотрудничество, определяет им единый темп работы. Однако фронтальная форма организации обучения не рассчитана на учет индивидуальных различий школьников. Взятый темп урока слабым учащимся может показаться высоким, а сильным - низким. По этой причине слабые учащиеся уйдут с занятия, не усвоив учебный материал. Сильные же недостаточно расширят и углубят знания.
Характеризуя вторую форму учебной работы - групповую, нужно отметить, что еще К.Д.Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса в школах, рекомендовал делить класс на группы для того, чтобы давать всем детям задания в соответствии с их подготовкой.