Коллекционирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Современные ориентиры дошкольного образования в числе важных задач определяют задачу познавательного, интеллектуального развития детей, в структуре которой выделяется подзадача – развитие мышления. Для дошкольного возраста особое значение имеет наглядно-образное мышление, трактуемое как вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Обладая таким мышлением, ребенок становится способен представлять ситуации и потенциальные изменения в них, выделять существенные признаки предмета или явления, и т.д.
Мышление ребенка развивается поэтапно: наглядно-образное мышление выступает второй, наиболее важной, приоритетной для дошкольного возраста ступенью развития мыслительной деятельности. Наиболее развитое наглядно-образное мышление обнаруживается у ребенка старшего дошкольного возраста, который учится решать задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, используя наглядно-образную форму мышления (познание с помощью представлений предметов, явлений). Поэтому уровень развития наглядно-образного мышления важен для последующего школьного обучения ребенка, в условиях которого ребенок будет вынужден решать задачи не столько в ходе практических действий с предметом, сколько в уме с опорой на представления об этих предметах (образы), что позволяет рассматривать данную форму мышления в структуре психологической готовности старшего дошкольника к школе. Если у ребенка наглядно-образное мышление развито недостаточно, он будет испытывать трудности в вычленении наиболее существенных свойств, отношений между предметами окружающей действительности, в понимании схематических изображений и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ развития наглядно-образного мышления дошкольников в художественно-эстетической деятельности 8
1.1. Понятие «наглядно-образное мышление» в психологической науке 8
1.2. Особенности наглядно-образного мышления дошкольников 13
1.3. Психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления дошкольников в художественно-эстетической деятельности 20
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления дошкольников в художественно-эстетической деятельности 30
2.1. Организация исследования и описание методик 30
2.2. Моделирование развития наглядно-образного мышления дошкольников на основе художественно-эстетической деятельности 35
Выводы по Главе 2 43
Заключение 45
Список литературы 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулатипов, Р. Г. Мыслительная деятельность детей: вопросы теории и методики / Р. Г. Абдулатипов. – Москва: Политиздат, 2011. – 222 с.
2. Акимова, Н.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков / Н. К. Акимова, В. Т. Козлова. – Санкт-Петербург, 2011. – 176с.
3. Бутенко, Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Н. В. Бутенко // Вестние Южно-Уральского гос. гуманитарно-пед. ун-та. – 2014. –№ 4. – С. 23-30.
4. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варрки// Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С. 57-67.
5. Васильева, Н. Н. Возрастные преобразования процессов прогнозирования у детей в возрасте от 5 до 7 лет / Н. Н. Васильева // EuropeanSocialScienceJournal. – 2014. – № 7-3 (46). – С. 105-109.
6. Велиева, С. В. Специфика развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет / С. В. Велиева, А. В. Степанова // Культурологический подход в дошкольном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2016. – С. 90-92.
7. Венгер, Л. А. Развитие мышления дошкольника / Л. А. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. –2002. –№ 7.
8. Возрастная психология: учебное пособие / Т. П. Авдулова и др.; под ред. Т. Д. Марцинковской. – Москва: Академия, 2014. – 329 с.
9. Вопросы мышления детей:сборник статей / Отв. ред. А. А. Люблинская. – Москва: Прогресс, 2012. – 247 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь. / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 432 с.
11. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва: Апрель-Пресс, 2000. – 1008 с.
12. Гаврилина, С. Е. Развиваем мышление: учебно-методическое пособие. / С. Е. Гаврилина. – Москва: АСТ, 2010. – 227 с.
13. Герасимова, А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / А. С. Герасимова. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 271 с.
14. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум / О. О. Гонина. – Москва: Юрайт, 2015. – 465 с.
15. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие / Г. Г. Григорьева. – Москва: Академия, 1999. – 344 с.
16. Гриценко, Н. М. Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста / Н. М. Гриценко // Вопросы дошкольной педагогики. –2020. –№ 3 (30). –С. 9-11.
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 464 с.
18. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – Москва: ТЦ Сфера. 2007. – 339 с.
19. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. – Москва: Просвещение, 2012.
20. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – Москва: Академический проект, 2013. – 516 с.
21. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / под ред. Л. А. Венгера. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 56 с.
22. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей: учебное пособие / Н.С. Карпинская. – Москва: Педагогика, 2012. – 400с.
23. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – 192 с.
24. Королева, С.Г. Развитие творческих способностей детей 2-7 лет: диагностика, система занятий / С. Г. Королева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 114с.
25. Лизунова, Л. Р. Формирование наглядно-образного мышления у детей / Л. Р. Лизунова // Обруч. – 2014. – № 4. – С. 22-27.
26. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду. Задачи воспитания, система технологий, показатели развития / И. А. Лыкова. – Москва:Изд.дом «Цветной мир», 2010. – 144 с.
27. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 582 с.
28. Маслова, Л.П. Педагогика искусства: теория и практика / Л. П. Маслова. –Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 1997.
29. Матюшкин, А.М. Психология мышления / А. М. Матюшкин. – Москва: Педагогика, 1998. – 223с.
30. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М. В. Межиева. – Ярославль, 2002. – 134 с.
31. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления: учебное пособие / Л.Ф. Обухова. – Москва: Просвещение, 2012. – 239 с.
32. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. – Москва: Академия, 2007. – 448 с.
33. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция: учебное пособие / Т.Н. Овчинникова. – 4-е изд. – Москва: Академический проект, 2014. – 192 с.
34. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие / С. В. Погодина. – 5-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 352 с.
35. Поддубная, Т. А. Дидактическая игра как средство развития наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет / Т. А. Поддубная // Трибуна ученого. –2020. –№ 6. –С. 808-813.
36. Поддубная, Т. А. Особенности развития наглядно-образной формы мышления у детей средней группы / Т. А. Поддубная // Трибуна ученого. –2020. –№ 6. –С. 814-817.
37. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника: монография / Н. Н. Поддъяков. – Москва: Педагогика, 1977. – 272 с.
38. Полунина, Я. И. Исследование уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников / Я. И. Полунина // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.7 (25). – С. 96-97.
39. Реуцкая, Т. Е. Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста / Т. Е. Реуцкая // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. № 6 (45). – С. 922-925.
40. Рыбакова, Е.А. Педагогические условия привлечения детей дошкольного возраста к творческой деятельности / Е. А. Рыбакова // Наука и школа. – 2013. – № 2. – С. 144-147.
41. Самусикова, Л.А. Игры для развития речи и мышления дошкольников / Л. А. Самусикова// Логопед. – 2004. – № 2. – С. 65-69.
42. Синельников, В. Б. Формирование образного мышления у дошкольников / В. Б. Синельников // Вопросы психологии. – 1991. – № 5. – С. 16-23.
43. Тамберг, Ю. Развитие творческого мышления ребенка / Ю. Тамберг. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 176 с.
44. Тутова, Н. С. Методика развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста посредством хореографии / Н. С. Тутова//Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. – 2019. – С. 127-130.
45. Умственное воспитание дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. – Москва: Просвещение, 2002. – 206 с.
46. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник / Г. А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
47. Федорова, П. А. Проблема наглядно-образного мышления как компонент готовности старших дошкольников к школьному обучению / П. А. Федорова, С. В. Коваленко // Символ науки: международный научный журнал. – 2021. – № 6. – С. 180-185.
48. Ханова, Т.Г. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования/Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова//Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – №5. – С. 84-86.
49. Чигарева, О.Н. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности / О. Н. Чигарева // Инновационная наука. – 2021. – № 8-1. – С. 62-64.
50. Шпиняк, Е. С. Метод арттерапии в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста / Е. С. Шпиняк // Научно-практические исследования. –2018. –№ 3 (12). –С. 174-176.
Характерная черта такого познания - формирование в этом процессе особых представлений, отражающих последовательность изменений, преобразования объекта, которые недоступны непосредственному восприятию [19, c.86].
Важным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. С помощью таких моделей ребёнок представляет себе скрытые стороны ситуации. В процессе использования моделей у детей формируются особые действия с двойственной направленностью - они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу. Это создаёт предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осуществления их в плане представлений.