Особенности формирования мотивационной и эмоционально-волевой сфер младших школьников

Цель работы заключается в изучении формирования и особенностей развития мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка младшего школьного возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
12.03.2023
Объем файла
248 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Формирование эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности в младшем школьном возрасте определяет её последующее развитие. Знание особенностей данных сфер позволит педагогам-психологам и учителям, работающим в начальных классах, не только эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс, но и отслеживать динамику становления личности младшего школьника, что составляет одну из приоритетных задач современной системы образования в связи с введением новых государственных образовательных стандартов начального общего образования. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь страдает эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.1.Мотивация как психологическая категория 6

1.2. Особенности развития мотивации учения младших школьников 8

1.3. Эмоционально-волевая характеристика младшего школьника 10

1.4. Развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников 12

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 15

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16

2.1. Краткая характеристика группы для изучения мотивационной сферы младших школьников 16

2.2.Анализ результатов исследования особенностей мотивационной сферы младших школьников 18

2.3.Исследование и анализ особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников 23

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 31

ола №18 города Харцызска? во 2 ?А? и 3 ?А? классах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - М.: Просвещение, 2016. 

2. Балабаева, Е.А. Развитие эмоциональной сферы / Е.А. Балабаева // Журнал прикладной психологии. – 2011. – № 1. – С.23-30.

3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 

4. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Бреслав. – М. : Приори, 2009. – 180 с.

5. Выготский Л.С. Лекции по психологии. С.-Петербург, Союз, 1997.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991.

7. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // «Начальная школа». — 2014. — №11. — С. 45-48.

8. Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 07.08.2020 № 119-НП

9. Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников // «Начальная школа». — 2009. — №2. — С. 20-26.

10. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» [Электронный ресурс]: закон ДНР № 55-IHC от 19.06.2015 г.: действующ. ред. // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. – Электрон. дан. – Донецк, 2017. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/. – Загл. с экрана.

11. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Просвещение, 1991. - 284 с.

12. Изард К.Э.Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999 – 464 с.

13. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. — СПб.: Питер, 2006. — 205 с.

14. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Педагогика, 1988. 232 с.

15. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психо¬логическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.

16. Леонова Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников // Начальная школа. 2008. №2. С. 6-7. 

17. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность. Психология личности: Тексты (под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырея А. А.). М.: Московский университет, 1982

18. Макарычева И.А. Мотивационная сфера младшего школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования, 2018.

19. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 2016.

20. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Прогресс, 2004, 278 с.

21. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок и др. ; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – 516 с.

22. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. Кочеткова А.И. — Минск: Изд-во «Мысль», 2008.

23. Савонько Е. И., Хизроева З.М. [Электронный ресурс] // Студопедия.: [сайт]. [2015]. URL: http://studopedia.ru/5_64556_ustoychivost-uchebnoy-motivatsii.html (дата обращения 26.03.2022г.)

24. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии : конспект лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2010. 

25. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности у дошкольников и младших школьников. - М.: Владос, 2001.

26. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин // Психология школьника: Хрестоматия / Под ред. И.А. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 408 с.

27. Юсупова Г.Р. Формирование учебной деятельности в начальной школе. М.: Познание, 2014

28. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

29. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1986. - 217 с.

30. Ярославкина Е. В., Швецова А. Д. Психологический практикум в школе. Ю.-Сах.: СахГУ, 2011. 83 

31. https://uchitelya.com/pedagogika/139602-anketa-ocenka-urovnya-shkolnoy-motivacii-ng-luskanovoy.html 

Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет не столько в моторной форме - лезет драться, вырывает из рук и т.д., сколько в словесной форме ругается, дразнит, грубит; появляются оттенки, которые не наблюдаются у дошкольников, например, в выражении лица и интонациях речи - ирония, насмешка, сомнение и т.д. В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда, раскаяния и иногда страха. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.