Формирование джазового вокала у эстрадных исполнителей на примере развития джазовой музыки XX века
ВВЕДЕНИЕ
Современное джазовое вокальное искусство эстрады представлено огромным стилевым и жанровым разнообразием, где главнейшим критерием выступает ритмика и импровизация, представленная варьированием мелодии или же полноценным соло в джазовом стандарте. Являясь одним из важнейших принципов эстрадного вокала, а также главнейшим показателем мастерства, навык владения джазовой импровизацией способствует не только раскрытию творческих способностей исполнителя, но и использованию разнообразных индивидуальных возможностей, в числе которых мелодизм, характерные штрихи и ритмические тонкости, фразировка и пр. Таким образом, актуальность исследования определена необходимостью глубокого изучения методических вопросов избранной проблематики, расширения и совершенствование знаний в области вопроса формирования джазовых приёмов у эстрадных исполнителей на примере развития джазовой музыки XX века. Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день вопрос методологии процесса формирования джазовых приёмов у эстрадных исполнителей, в частности, на примере развития джазовой музыки XX века, не получил должную разработанность в отечественной и зарубежной педагогике. Однако ввиду своей актуальности, данная тема находится в разработке многих современных исследователей, акцентирующих в своих работах в большей степени изучение интерпретации джазовых композиций и творческих процессов воплощения художественного замысла произведения в целом. Итак, к числу авторов фундаментальных искусствоведческих трудов о джазовой музыке принадлежат А. Баташёв, Д. Коллиер, В. Конен и др., а среди методических разработок, посвящённых вопросу вокальной джазовой импровизации, можно отметить исследования А. Рогачева, О. Степурко, Б. Столофф и др.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. Развитие джазовой музыки XX века в теоретическом аспекте исследования ……………………………….…………………………………… 7
1.1. Стилистические особенности джазового вокала………………..….. 7
1.2. Импровизация как основа мастерства джазовых исполнителей: сущность и специфика понятия……………………………………………........ 10
ГЛАВА 2. Джазовая музыка ХХ века в методическом контексте…………… 13
2.1. Педагогические условия развития индивидуальных стилевых навыков джазового исполнения………………………………….…................... 13
2.2. Формирование джазовых приёмов эстрадных исполнителей: методические подходы………………………………………………………....... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….… 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулин, Э. Б. Музыкальное образование как объект научного исследования / Э. Б. Абдулин. – М.: Гном, 2012. – 144 с.
2. Баташёв, А. Советский джаз. Проблемы, события, мастера / сост. А. Медведев, О. Медведева. – М : Советский композитор, 1987. – 592 с.
3. Барбан, Е. С. Джазовые диалоги издательство / Е. С. Барбан. – СПб.: Композитор, 2006. – 304 с.
4. Барвинская, Е. М. Педагогические условия формирования вокального мастерства учителя музыки : диссертация на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Барвинская Е. М. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2009. – 208 с.
5. Будницкая, Т. А. Принципы работы вокалиста над джазовым репертуаром. – Журнал «Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения», № 9, 2015 – 8 с.
6. Верменич, Ю. Т. Джаз: История. Стили. Мастера / Ю. Т. Верменич. – 3-е изд., стер. – СПб : Планета музыки, 2011. – 608 с.
7. Гарсия, Н. Новый вокальный курс. Практическое руководство по созданию и совершенствованию техники эстрадно-джазового певческого голоса / Н. Гарсия. – М., 2001.
8. Дощечко, Н. А. Гармония в джазовой и эстрадной музыке : учеб. пособ. / Н. А. Дощечко. – М. : Б. и., 1983. – 41 с.
9. Дрожжина, Н. Теоретико-методические основы эстрадно-джазового пения : учебно-методическое пособие для студентов вузов / Н. Дрожжина. – Х. : Майдан, 2010. – 142 с.
10. Емельянов, В. В. Практический метод воспитания голоса / В.В. Емельянов. – М., 2006. – 342 с.
11. Зайцева, А.С. Некоторые вопросы обучения джазовой импровизации вокалиста в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусства / А. С. Зайцева // Вестник МГУКИ. – № 5. – 2012. – С. 167– 171.
12. Зайцева, А. С. Содержание и структура образовательной модели обучения джазовой импровизации вокалистов эстрадно-джазового пения / А. С. Зайцева // Вестник МГУКИ. – № 1. – 2012. – С. 176-179.
13. Карагичева, И. Э. Эстрадно-джазовое сольфеджио / И. Э. Кара
Медушевский полностью опровергает данную теорию, утверждая, что импровизация представляет собой совершенную противоположность композиции [30]. Г. Риман, впервые предложивший этот термин, отметил самостоятельность импровизации как отдельного художественного феномена, подразумевающего сочинение музыки непосредственно во время выступления – данная трактовка считается базовой, ведь именно она легла в основу всех определений понятия «импровизация».
Таким образом, указанные выше основные виды импровизации характеризуются наличием множества ответвлений, затрагивающих в конечном результате практически все жизненные аспекты человека.