Развитие языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Цель дипломной работы-определить степень изученности вопроса о состоянии языкового анализа и синтеза у детей с нарушением речи
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.07.2022
Объем файла
256 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2880 руб.
3600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы развития языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями обусловлена необходимостью развития методического обеспечения данного процесса в соответствии с онтогенетическими закономерностями развития речи ребенка. Изучением особенностей овладения языковым анализом и синтезом у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями занимались Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.К. Маркова, В.П. Глухов, В.А. Ковшиков и др.
Несформированные навыки различных форм речевого анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями неизбежно приводят к специфическим ошибкам в процессе обучения грамоте, при чтении, и, как следствие, к школьной неуспеваемости. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)», а К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Фор

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ………………………………………………………………8
1.1. Языковой анализ и синтез, и его роль в развитии речи ребенка…………8
1.2. Особенности языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями……………………………………………13
1.3. Методические подходы к формированию навыков языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями……………………………………………………………………17
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ………………………….32
2.1 Описание диагностических методик по изучению состояния навыков языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями…………………………………………………………32
2.2. Анализ результатов исследования и оценка состояния уровня развития языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями…………………………………………………………33
2.3. Методические рекомендации по организации работы по развитию языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями…………………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ахметзянова А.И. Патология речи: Учебное пособие / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: КФУ, 2015. – 167 с
Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений дошкольников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 157 с.
Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия, 2012. т. 91, № 3. - С. 9-14.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977. – 176с
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А.И. Богомолова. – СПб, 2016
Большой психологический словарь / В.П. Зинченко [и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., 2018
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. – СПб: ДетствоПресс, 2014. – 144 с
Валявко, С.М. О понятийно-терминологических проблемах логопедии и логопсихологии / С.М. Валявко // Специальная психология. – 2018. – № 4 (18). – С. 34– 39.
Волкова Л.С. Логопедия: Учебное пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. – Москва: Просвещение, 2019. – 528 с
Волкова Л.С., Селиверстов В.И. (ред.) Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 томах. Том 1— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 158 с. 6
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2015. – 671c
Выготский Л.С. Мышление и речь: психика, сознание и бессознательное / Л.С. Выготский. – М., 2018. – 366 с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
Гвоздев А.Н.

Отобрать картинки на трехсложные слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем. Примерные картинки: воробей, старушка, капуста, машина, береза, кастрюля, потолок, простыня, ласточка, бабочка.
В логопедической работе по развитию фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать сложность различных форм этой функции и последовательность ее формирования в онтогенезе.
Исходя из выше сказанного развитие звукового анализа и синтеза проводится в следующей последовательности:
Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов, т.е. определение наличия звука.
На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого ударного гласного звука из начала слова, проведение анализа ряда гласных звуков.
Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длин