Особенности профессиональной направленности студентов-бакалавров
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из актуальных проблем подготовки молодых специалистов в России является формирование профессиональной направленности личности будущих психологов, которая оказывает существенное влияние на их успешность в усвоении профессионально значимых знаний, умений и навыков.
По мнению специалистов, процесс формирования профессиональной направленности личности студента-бакалавра неразрывно связан с формированием его универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и во многом зависит от индивидуального темпа их освоения, обусловленного уровнем развития мышления студента. Таким образом, в центре процесса формирования профессиональной направленности находится личность самого студента с ее индивидуальным характером, навыками, мотивацией и опытом. Следует отметить, что в таком аспекте процесс формирования профессиональной направленности личности студента в научно-педагогической литературе рассматривается очень редко. А это крайне необходимо, исходя из запросов практики – с целью поиска способов их мотивирования к педагогической деятельности и проектирования индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих уровень подготовленности и интересы студентов. В этом видится высокая актуальность рассматриваемой темы.
Обобщение научных подходов позволяет определить роль профессиональной направленности в значении фундамента, условия и базового этапа профессионально-педагогического развития личности учителя. Большинство исследователей определяют профессиональную направленность как первичный (стартовый) этап профессионального развития и сходятся во мнении, что профессиональная направленность личности является одновременно и фактором, и необходимым условием профессионального развития.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 9
1.1. Проблема изучения профессиональной направленности в образовательной среде в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития профессиональной направленности студентов-бакалавров 4 курса 14
1.3. Основные подходы к развитию профессиональной направленности будущих педагогов-психологов в вузе 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 29
2.1. Характеристика диагностической программы исследования развития профессиональной направленности студентов-бакалавров 29
2.2. Психологические условия развития профессиональной направленности студентов-бакалавров 33
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ 44
3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования развития профессиональной направленности студентов-бакалавров 44
3.2 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 49
3.2. Рекомендации куратору по развитию профессиональной направленности бакалавров в вузе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) бакалавр) о 22.12.2009. Документ изменён 31.05.2011 №1975 Сайт Министерства образования и науки РФ http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/1912 (дата обращения 17.03.2022)
2. Айсина Г.Х. Роль профессиональной направленности в общей структуре вузовской подготовки студентов // Психология студента как субъекта учебной деятельности. Сб. научн. тр. - М.,1989. - Вып. 327. - С. 32—40.
3. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса студентов к педагогической деятельности : учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин. — Омск : ОГИФК, 1990. - 186 с.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2000. – 304 с.
5. Буянова Г.В. Формирование профессиональной направленности будущих бакалавров посредством кураторской деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Буянова Галина Витальевна; [Место защиты: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова]. - Пермь, 2021. - 25 с.
6. Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка //Высшее образование в России. - 2015. - № 1. - C. 47-55.
7. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Телегина Н.В. О профессиональной направленности студентов-будущих педагогов [Электронный ресурс]. // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=31267 (дата обращения: 14.03.2022).
8. Везетиу Е.В. Проблема профессиональной направленности педагога //Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68-2. - С.53-55.
9. Воронцова И.В. Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности / И. В. Воронцова, О. А. Полежаева // Молодой ученый. - 2015. - № 20 (100). - С. 435-439.
10. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 752 с.
11. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология. Методики и тесты. – Самара.: Бахрах, 2012 . - 144с.
12. Демченко И.В. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов // Педагогическое образование в России. – 2011. - №12. – С.95-100.
13. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. - 112 с.
14. Донцова А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 42–49.
15. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов// Психологическая наука и образование. – 2004. - № 2. – С.82-86.
Развитие профессиональной направленности является длительным, непрерывным. Условия развития профессиональной направленности студентов-бакалавров должны быть ориентированы на психологическую помощь бакалаврам при осмыслении ими перспектив своего профессионального развития, уточнении представлений о профессии, осознании мотивов выбора профессии; психологическую поддержку, направленную на осознание профессиональных намерений, уточнение образа профессионала-психолога, осмысление критериев и факторов успешности профессиональной деятельности, построение профессиональных планов в период прохождения ими практик; помощь выпускникам в осуществлении ими выбора конкретной сферы психологической деятельности, в прогнозировании индивидуальной траектории профессионального развития [42, c.13].
Важным психологическим условием развития профессиональной направленности бакалавров выступает активизация профессионального самообразования и самовоспитания. Профессиональное самовоспитание представляет собой сознательную и систематическую работу с тем, чтобы обеспечить освоение профессиональных знаний, навыков, умений, выработать установку на активное профессиональное самосовершенствование, развитие личностных качеств, отвечающих требованиям будущей деятельности и личному идеалу профессионала.
Целенаправленная самостоятельная работа студентов по самосовершенствованию является непременным условием формирования компетенций будущего специалиста; стремление самого студента стать компетентным профессионалом выступает приоритетным условием развития профессиональной направленности. Развитие профессиональной направленности может осуществляться только в процессе самовоспитания, которое должно быть ориентировано на профессиональное изменение личности студента.