Арт–терапевтические методы в коррекции гиперактивных детей младшего школьного возраста
В настоящее время проблема гиперактивности приобретает особую актуальность, так как является достаточно распространенной среди детей как дошкольного, так и школьного возрастов. Гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и другие особенности состояния здоровья детского организма. Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после трех-четырех лет и продолжается до подросткового возраста [7].
Началом изучения проблемы гиперактивности считаются описанные в 1985 году особенности чрезмерно-подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецким врачом-психоневрологом Г. Хоффманом [2]. Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности и особенностей детей младшего школьного возраста с гиперактивностью значительно позднее. Так, говоря о гиперактивных детях, ряд исследователей (Л.О. Бадалян [7], Н.Н. Заваденко [19], О.И. Романчук и др.) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (синдром дефицита внимания). В синдроме гиперактивности выделяют три основных признака: повышенная двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость внимания [2].
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1 Психолого-педагогическая характеристика гиперактивности
2 Особенности проявления гиперактивного поведения у младших школьников
3. Основные направления коррекции гиперактивного поведения младших школьников
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ.
1. Выявление гиперактивности у детей младшего школьного возраста
2. Реализация деятельности по коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации
3 Анализ результатов деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва : Академия, 1999. – 672 с.
- Альтхерр, П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / П. Альтхерр, Л. Берг / пер. с немецкого. – Москва : Академия, 2004. – 160 с.
- Альтхерр, П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие / П. Альтхерр, Л. Берг ; под ред. М. Пассольта. – Москва : Академия, 2004. – 160 с.
- Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И. Л. Арцишевская. – Москва : Книголюб, 2011. – 64 с.
- Афонина, А. В. Пойми меня и действуй правильно! : метод. пособие для психологов, педагогов и родителей / А. В. Афонина, Н. В. Груздева. – Иваново : ИПК и ПИК, 2004. – 116 с.
- Афоничкина, К. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста / К. В. Афоничкина // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: Сб. тр. Международ. научно-практич. конф. – Тамбов : Консалтинговая компания Юком, 2014. – С. 10-13.
- Бадалян, Л. О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1993. – № 3. – С. 74-90.
- Безруких, М. М. Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с дефицитом внимания и гиперактивностью / М. М. Безруких, Е. С. Логинова // Экология человека. – 2010. – № 11. – С. 40-46.
- Брязгунов, И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – Москва : Медпрактика-М. – 2002. – 128 с.
- Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – Москва : Институт Психотерапии, 2001. – 96 с.
- Булгаков, А. Б. Проблемы оптимизации образования гиперактивных детей / А. Б. Булгаков, О. С. Булгакова // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. – С. 18-19.
- Васильева, А. А. К вопросу о формировании познавательной сферы у старшего дошкольника с СДВГ/ А. А. Васильева /
Данные таблицы 5 позволяют констатировать, что в группе младших школьников, принявших участие в опросе, была выявлена группа детей с высокими показателями проявлений гиперактивности - 7 человек (30%). Для таких детей характерны: низкий уровень или отклонение от нормы показателя внимания (переключаемость, объем, концентрация), импульсивность, двигательное растормаживание, пониженная или низкая работоспособность, низкий или средний уровень самоконтроля и произвольности. психических процессов, низкий уровень сдержанности и усидчивости.
Также была выявлена группа детей младшего школьного возраста с отсутствием выраженных показателей гиперактивности - 16 человек (70%). Для этих детей характерны: высокий или хороший уровень внимания (переключаемость, объем, концентрация), отсутствие импульсивности, двигательное растормаживание, хорошая или высокая работоспособность, высокий или средний уровень самоконтроля и произвольных психических процессов; средний или высокий уровень сдержанности и настойчивости.