Влияние компьютерных технологий на развитие математического мышления учащихся

В дипломной работе изучена педагогическая, психологическая, методическая литература по проблеме развития математического мышления у школьников, выявлены сущность и структура математического мышления; определены особенности развития математического мышления у школьников; определены особенности влияния компьютерных технологий на развитие математического мышления у школьников; выявлены и проверены на практике условия развития математического мышления школьников.
Author image
Anya
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.03.2023
Объем файла
622 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

На современном этапе формирования информационного общества процесс информатизации и компьютеризации всех областей человеческой деятельности привел к тому, что сфера образования претерпела определенные изменения. Место привычной доски с мелом, циркуля и линейки занимают интерактивные доски с соответствующим программным обеспечением, разрабатываются современные интерактивные пособия.

Математика является инструментом для формирования мышления, поскольку необходимо уметь видеть и делать акцент на существенных свойствах определенных объектов, уметь видеть и устанавливать святи, а также отношения между объектами (как в случае установления равенства и подобия треугольников) и уметь делать правильные выводы из математических фактов, представлять свои мысли и суждения последовательно и обоснованно.

Современная система образования ориентирована на развитие личности ребенка, создание содержания, форм и методов обучения, обеспечивающих развитие познавательных способностей и личностных качеств каждого ученика.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты влияния компьютерных технологий на развитие математического мышления учащихся

§1 Мышление и его виды

§2 Математическое мышление и его структура

§3 Роль компьютерных технологий в обучении

§4 Типы обучающих компьютерных программ

§5 Использование ИКТ в процессе обучения математике

§6 Информационные технологии как средство совершенствования методики обучения на уроках математики

§7 Роль компьютерных технологий в развитии математического мышления

Вывод по  главе 1

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию компьютерных технологий на уроках математики как средство развития математического мышления обучающихся

§1 Использование компьютерных технологий на различных этапах урока математики. Этапы конструирования урока с применением КТ

§2 Диагностика уровня развития математического мышления

§3 Опыт развития математического мышления школьников в процессе обучения математике с использованием компьютерных технологий

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

  1. Аргинская, И. И. Особенности обучения школьников математике [Электронный ресурс].
  2. Аршавина, Л. И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьников при различных типах обучения [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Л. И. Аршавина; Киев. гос. ун-т. ‒ Киев, 1982. – 18 с.
  3. Атаханов, Р. А. К диагностике развития математического мышления [Текст] / Р. А. Атаханов // Вопросы психологии. ‒ 1992. ‒ № 1-2. ‒ С. 60-67.
  4. Атаханов, Р. А. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления [Текст] / Р.А. Атаханов // Вопросы психологии. – 1995. ‒ № 5. ‒ С. 41-51.
  5. Атаханов, Р. А. Уровни развития математического мышления [Текст]
  6. / Р. А. Атаханов / под ред. В. В. Давыдова. ‒ Душанбе, 1993. ‒ 174 с.
  7. Бабанский, Ю. К. Проблема оптимизации процесса обучения математике [Текст] / Ю. К. Бабанский, В. Ф. Харковская // Изучение возможностей школьников в усвоении математике. ‒ М.: Просвещение, 1977. ‒ С.3-28.
  8. Вейль, Г. Математическое мышление [Текст]: Пер. с англ. и нем. / Г. Вейль. ‒ М.: Наука, 1989. ‒ 400 с.
  9. Воронина, Л. В. Развитие младших школьников в процессе формирования у них математической культуры [Текст] / Л. В. Воронина // Начальная школа плюс до и после. – 2014. ‒ № 1. ‒ С. 51-57.
  10. Выготский, Л. С. Педология подростка Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. ‒ М.: Педагогика, 1984. ‒ Т. 4. ‒ 433 с.
  11. Голиков, А. И. Теория и методика математического развития младших школьников в учебной деятельности [Текст]: дис. пед. наук: 13.00.02 / А. И. Голиков; МГУ. – М., 2008. – 357 с.
  12. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике: психолого- педагогические основы [Текст] / В. А. Гусев. ‒ М.: БИНОМ, 2013. ‒ 456 с.
  13. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. ‒ М.: Педагогика, 1986. ‒ 240 с.

Использование компьютерной графики открывает новые возможности для развития у школьников пространственного мышления на уроках математики. Ведь графические редакторы позволяют конструировать и изображать на экране разнообразные геометрические фигуры, схемы, графики и т.д. При этом возможны разнообразные зрительные эффекты, например, изменение цвета, возникновение и исчезновение объектов, трансформация и превращение одних объектов в другие, оживление и движение объектов. Это особенно наглядно проявляется при изучении курсов геометрии, тригонометрии и др.

Использование компьютера дает возможность для индивидуализации учебного процесса с учетом персональных особенностей учащихся, их восприятия и запоминания новых определений, формул, понятий, алгоритмов; для развития наблюдательности, способности улавливать сходства и различия, выявлять скрытые закономерности, что необходимо человеку для формирования творческих способностей.