Влияние компьютерных технологий на развитие математического мышления учащихся
На современном этапе формирования информационного общества процесс информатизации и компьютеризации всех областей человеческой деятельности привел к тому, что сфера образования претерпела определенные изменения. Место привычной доски с мелом, циркуля и линейки занимают интерактивные доски с соответствующим программным обеспечением, разрабатываются современные интерактивные пособия.
Математика является инструментом для формирования мышления, поскольку необходимо уметь видеть и делать акцент на существенных свойствах определенных объектов, уметь видеть и устанавливать святи, а также отношения между объектами (как в случае установления равенства и подобия треугольников) и уметь делать правильные выводы из математических фактов, представлять свои мысли и суждения последовательно и обоснованно.
Современная система образования ориентирована на развитие личности ребенка, создание содержания, форм и методов обучения, обеспечивающих развитие познавательных способностей и личностных качеств каждого ученика.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты влияния компьютерных технологий на развитие математического мышления учащихся
§1 Мышление и его виды
§2 Математическое мышление и его структура
§3 Роль компьютерных технологий в обучении
§4 Типы обучающих компьютерных программ
§5 Использование ИКТ в процессе обучения математике
§6 Информационные технологии как средство совершенствования методики обучения на уроках математики
§7 Роль компьютерных технологий в развитии математического мышления
Вывод по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию компьютерных технологий на уроках математики как средство развития математического мышления обучающихся
§1 Использование компьютерных технологий на различных этапах урока математики. Этапы конструирования урока с применением КТ
§2 Диагностика уровня развития математического мышления
§3 Опыт развития математического мышления школьников в процессе обучения математике с использованием компьютерных технологий
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
- Аргинская, И. И. Особенности обучения школьников математике [Электронный ресурс].
- Аршавина, Л. И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьников при различных типах обучения [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Л. И. Аршавина; Киев. гос. ун-т. ‒ Киев, 1982. – 18 с.
- Атаханов, Р. А. К диагностике развития математического мышления [Текст] / Р. А. Атаханов // Вопросы психологии. ‒ 1992. ‒ № 1-2. ‒ С. 60-67.
- Атаханов, Р. А. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления [Текст] / Р.А. Атаханов // Вопросы психологии. – 1995. ‒ № 5. ‒ С. 41-51.
- Атаханов, Р. А. Уровни развития математического мышления [Текст]
- / Р. А. Атаханов / под ред. В. В. Давыдова. ‒ Душанбе, 1993. ‒ 174 с.
- Бабанский, Ю. К. Проблема оптимизации процесса обучения математике [Текст] / Ю. К. Бабанский, В. Ф. Харковская // Изучение возможностей школьников в усвоении математике. ‒ М.: Просвещение, 1977. ‒ С.3-28.
- Вейль, Г. Математическое мышление [Текст]: Пер. с англ. и нем. / Г. Вейль. ‒ М.: Наука, 1989. ‒ 400 с.
- Воронина, Л. В. Развитие младших школьников в процессе формирования у них математической культуры [Текст] / Л. В. Воронина // Начальная школа плюс до и после. – 2014. ‒ № 1. ‒ С. 51-57.
- Выготский, Л. С. Педология подростка Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. ‒ М.: Педагогика, 1984. ‒ Т. 4. ‒ 433 с.
- Голиков, А. И. Теория и методика математического развития младших школьников в учебной деятельности [Текст]: дис. пед. наук: 13.00.02 / А. И. Голиков; МГУ. – М., 2008. – 357 с.
- Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике: психолого- педагогические основы [Текст] / В. А. Гусев. ‒ М.: БИНОМ, 2013. ‒ 456 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. ‒ М.: Педагогика, 1986. ‒ 240 с.
Использование компьютерной графики открывает новые возможности для развития у школьников пространственного мышления на уроках математики. Ведь графические редакторы позволяют конструировать и изображать на экране разнообразные геометрические фигуры, схемы, графики и т.д. При этом возможны разнообразные зрительные эффекты, например, изменение цвета, возникновение и исчезновение объектов, трансформация и превращение одних объектов в другие, оживление и движение объектов. Это особенно наглядно проявляется при изучении курсов геометрии, тригонометрии и др.
Использование компьютера дает возможность для индивидуализации учебного процесса с учетом персональных особенностей учащихся, их восприятия и запоминания новых определений, формул, понятий, алгоритмов; для развития наблюдательности, способности улавливать сходства и различия, выявлять скрытые закономерности, что необходимо человеку для формирования творческих способностей.