Логопедическая работа по коррекции дисграфии у обучающегося младшего школьного возраста

В дипломной работе изучена научно-методическую литературу по проблеме коррекции дисграфии; проведён констатирующий эксперимент, направленный на изучение причин, механизма и симптоматики нарушений письма; определены направления и содержание коррекционной работы; предоставлены методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на коррекцию дисграфии.
Author image
Anya
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.03.2023
Объем файла
635 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются проблемы связанные с затруднениями с чтением и письмом. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с разными видами дисграфии.

Дисграфия – это состояние, при котором у обучающихся, как правило, с достаточным уровнем интеллектуального и речевого развития, нарушается формирование навыков графической символизации речи в соответствии с фонетическим принципом написания и грамматическими правилами согласования слов в предложении.

Характерным признаком дисграфии является наличие стойких ошибок на письме, возникающие у обучающихся общеобразовательной средней школы, не имеющих нарушения интеллектуального развития, зрения и слуха.

Введение
1 Теоретические основы логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников
1.1 Психофизическая структура процессов письма
1.2 Классификация дисграфии и их характеристика
1.3 Аспекты логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников
Вывод по первой главе
2 Экспериментальное исследование по выявлению коррекции дисграфии у младших школьников
2.1Организация и методика исследования по выявлению нарушений письма у младших школьников
2.2Методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на коррекцию дисграфии у младших школьников
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение

  1. Аристова Т.А., Архипова Г.А. и др. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: СПбАППО, 2004. - 172 с.
  2. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников/ Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова– СПб.: Союз, 2003. – 224с.
  3. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно- методическое пособие/ А.Н. Корнев - СПб.: МиМ, 2002. - 286 с.
  4. Садовникова, И.Н.Дисграфия, дислексия: технология преодоления [Электронный ресурс] / И.Н. Садовникова. – М.: Парадигма, 2012. – 280 с. – (Университетская библиотека онлайн). - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210584&sr=1(дата обращения 23.05.2022)
  5. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения/ А.Л. Сиротюк - М.: Сфера ТЦ, 2003. - 288с.
  6. Цветкова, Л. С. Диагностика и коррекция нарушений письменной речи у детей: методическое пособие для логопедов [Текст] / Л. С Цветкова - М.2001.- 211с.
  7. Леонтьев, А. Н. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания/ А.Н. Леонтьев - Краснад., 2010. – 600с
  8. Левина, Р.Е. Нарушение чтения у детей дошкольного возраста/ Р.Е. Левина - М.: Наука, 2004. - 115с.
  9. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / Письмо и речь: Нейролингвистические исследования/ А.Р. Лурия - М.: ИЦ "Академия", 2002. – 352 с.
  10. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Издательство «ВЛАДОС», 1997. - 656 с11. Хватцев, М. Е, Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии. - М., 2003. - С.113-120.
  11. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция /Т. В Ахутина - М.: МПСИ, 2002. - C. 7–20.

Перечисленные выше подходы к коррекции дисграфии у детей начальной школы направлены первостепенно на совершенствование устной речи и языковых способностей детей, формирование операционально-технологических средств, составляющих основной уровень организации специфического вида деятельности – письма.

Исследователь Л.С. Цветкова предложила другой подход к формированию письма, «от целого к части и от смысла к значению», или «анализ через синтез», который предполагает обучение письму в направлении от замысла к тексту, к фразе и т.д., далее формирование средств письменного выражения мысли (операций в структуре письма). Исследователь рекомендует после усвоения ребенком первых навыков письма букв и ряда слов развивать у них психологический уровень письма: формирование мотива (зачем писать?), оживление интереса к написанию определенного содержания (замысел), обдумывание, осмысление содержания письма. Следовательно, сначала надо актуализировать смысл слова, а потом проводить анализ составляющих его частей [19].