Логопедическая работа по коррекции дисграфии у обучающегося младшего школьного возраста
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются проблемы связанные с затруднениями с чтением и письмом. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с разными видами дисграфии.
Дисграфия – это состояние, при котором у обучающихся, как правило, с достаточным уровнем интеллектуального и речевого развития, нарушается формирование навыков графической символизации речи в соответствии с фонетическим принципом написания и грамматическими правилами согласования слов в предложении.
Характерным признаком дисграфии является наличие стойких ошибок на письме, возникающие у обучающихся общеобразовательной средней школы, не имеющих нарушения интеллектуального развития, зрения и слуха.
Введение
1 Теоретические основы логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников
1.1 Психофизическая структура процессов письма
1.2 Классификация дисграфии и их характеристика
1.3 Аспекты логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников
Вывод по первой главе
2 Экспериментальное исследование по выявлению коррекции дисграфии у младших школьников
2.1Организация и методика исследования по выявлению нарушений письма у младших школьников
2.2Методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на коррекцию дисграфии у младших школьников
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
- Аристова Т.А., Архипова Г.А. и др. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: СПбАППО, 2004. - 172 с.
- Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников/ Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова– СПб.: Союз, 2003. – 224с.
- Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно- методическое пособие/ А.Н. Корнев - СПб.: МиМ, 2002. - 286 с.
- Садовникова, И.Н.Дисграфия, дислексия: технология преодоления [Электронный ресурс] / И.Н. Садовникова. – М.: Парадигма, 2012. – 280 с. – (Университетская библиотека онлайн). - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210584&sr=1(дата обращения 23.05.2022)
- Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения/ А.Л. Сиротюк - М.: Сфера ТЦ, 2003. - 288с.
- Цветкова, Л. С. Диагностика и коррекция нарушений письменной речи у детей: методическое пособие для логопедов [Текст] / Л. С Цветкова - М.2001.- 211с.
- Леонтьев, А. Н. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания/ А.Н. Леонтьев - Краснад., 2010. – 600с
- Левина, Р.Е. Нарушение чтения у детей дошкольного возраста/ Р.Е. Левина - М.: Наука, 2004. - 115с.
- Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / Письмо и речь: Нейролингвистические исследования/ А.Р. Лурия - М.: ИЦ "Академия", 2002. – 352 с.
- Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Издательство «ВЛАДОС», 1997. - 656 с11. Хватцев, М. Е, Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии. - М., 2003. - С.113-120.
- Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция /Т. В Ахутина - М.: МПСИ, 2002. - C. 7–20.
Перечисленные выше подходы к коррекции дисграфии у детей начальной школы направлены первостепенно на совершенствование устной речи и языковых способностей детей, формирование операционально-технологических средств, составляющих основной уровень организации специфического вида деятельности – письма.
Исследователь Л.С. Цветкова предложила другой подход к формированию письма, «от целого к части и от смысла к значению», или «анализ через синтез», который предполагает обучение письму в направлении от замысла к тексту, к фразе и т.д., далее формирование средств письменного выражения мысли (операций в структуре письма). Исследователь рекомендует после усвоения ребенком первых навыков письма букв и ряда слов развивать у них психологический уровень письма: формирование мотива (зачем писать?), оживление интереса к написанию определенного содержания (замысел), обдумывание, осмысление содержания письма. Следовательно, сначала надо актуализировать смысл слова, а потом проводить анализ составляющих его частей [19].