Методическая организация обучения произносительной стороне речи на уроках немецкого языка в 5 классе средней школы
При обучении иностранным языкам в средней школе уделяется большое внимание произносительной стороне речи. Только освоив звуковую систему языка, ученик сможет пользоваться языком как средством общения. Сформированная речевая компетенция означает умение говорить, писать и читать на иностранном языке. Сформированность фонетических навыков показывает не только умение правильно произносить звуки, но и знание правил чтения буквосочетаний, умение сочетать слова в предложения.
Корректное произношение подразумевает сформированные артикуляционные навыки, владение интонацией и умение расставлять ударения в соответствии с нормами изучаемого языка.
Сформированные произносительные навыки являются основным условием адекватного понимания речи и точности выражения мысли. Психологи утверждают, что правильно мы слышим только те звуки, которые умеем безусловно правильно воспроизводить.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения произносительной стороне речи в средней школе
1.1. Цель обучения произносительной стороне речи в средней школе
1.2. Фонетика и её место в системе языка
1.3. Формирование произносительных навыков речи в средней школе
1.4. Использование ИКТ в обучении произносительной стороне речи на уроках иностранного языка
Выводы по главе 1
Глава 2. Методическая организация обучения произносительной стороне речи на уроках немецкого языка в 5 классе средней школы
2.1. Психолого-педагогические условия в обучении иностранному языку учащихся 5 класса
2.2. Анализ УМК «Horizonte 5» Аверина М.М.
2.3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РАЗРАБОТАННЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Заключение
Библиографический список
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
- Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 1988. – 254 с.
- Бовтенко М.А. Компьютерные средства обучения языку: современные возможности // Компьютерные инструменты в образовании. – 2000. – № 6. – С. 25-37.
- Бозоров А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Academy. – 2019. – № 3 (42). – С. 60-63.
- Величкова Л.В. Контрастивно-фонологический тест и изучение иноязычному произношению. – М.: Воронеж, 1989. – 198 с.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
- Глисон Г. Вступление в дескриптивную лингвистику: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. В. А. Звегинцева. – М.: Прогресс, 2002. – 496 с.
- Девтерова З.Р. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку в вузе // Новые технологии. – 2009. – № 3. – С. 89-91.
- Захарова Е.А. Коммуникативное обучение иностранному языку и его практическая значимость // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 676-679.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос 2004. – 384 с.
- Иванченко А. И. Практическая методика обучения иностранным языкам: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2016. – 256 с.
- Ильнер А.О., Горожанцева К.В. Роль электронных образовательных средств в формировании фонетико-фонологической компетенции // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 5. – С. 88-95.
- Константинова Н.А. Дидактический потенциал средств музыкальной наглядности при формировании иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2-3 (62). – С. 71-74.
- Леонтьева Т., Будько А., Чепик И. Методика преподавания иностранного языка. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 239 с.
Проанализировав учебно-методический комплекс «Horizonte 5» Аверина А.А., можно сделать вывод, что он обеспечивает необходимые условия для формирования произносительных навыков учащихся. Большую часть упражнений в УМК занимают именно упражнения на формирование произносительных навыков речи – повтори за диктором, определение долготы гласных, но имеется недостаток наглядных материалов с возможностью применения ИКТ. Общий анализ УМК помог выявить, в рамках каких тем возможно использование материалов и упражнений на обучение произносительной стороне речи. Основываясь на теоретических знаниях и индивидуально-психологических особенностях учащихся 5-х классов, можно сделать вывод, что разработка комплекса упражнений по обучению произносительной стороне речи с использованием ИКТ является теоретически обоснованной и целесообразной.