Формирование сплоченности коллектива детей в младшем школьном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Среди наиболее значимых вопросов психолого-педагогических исследований выделяют проблему сплочённости коллектива. Человек становится членом группы, занимает какую-либо социальную позицию, вовлекается в систему норм и правил, а также развивается под влиянием этих групп, осуществляя социальные функции.
Для развития личности младшего школьника является очень важным период обучения в начальной школе, а коллектив детей представляет собой неповторимый пример общества. В рамках этой социальной группы младшие школьники приобретают внутреннюю социальную позицию, находят своё место и роль в коллективе, выявляют новые стратегии межличностного взаимодействия [Беломестных А.А., с. 379].
В процессе осуществления учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте, у ребёнка формируется мотивация, усваиваются новые знания. Учебный коллектив влияет на формирование у ребёнка системы ценностей и установок, развивает коммуникативные умения и навыки
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ................................................................................................................10
ПОНЯТИЕ «СПЛОЧЕННОСТЬ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ...........................................................................................................10
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ............................................. 19
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ .................. 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ...................................................................................... 36
2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ............................................................... 33
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ............................................................................................................... 40
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ............................................. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................................... 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Акименко Е.А., Акименко Д.В. Сплоченность в коллективе: условия и факторы эффективного взаимодействия // Социология государственного и муниципального управления. 2019. С. 144-147.
Алёхина И.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 83.
Андреева О.П., Фархшатова И.А. Формирование культуры поведения у детей младшего школьного возраста // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2020. С. 82-84.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2000. 78 c.
Арсланова Р.Р. Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте посредством проектной деятельности // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Анапа: ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. С. 10-13.
Бакулина Е.А., Рубцова Н.Н., Виноградов В.В. Влияние ученического коллектива на формирование личности в младшем школьном возрасте // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. 2017. №1. С. 167-172.
Банных Н.М. Сплоченный коллектив – залог успешного обучения
// Начальная школа. 2008. №2. С. 52-53.
Беломестных А.А. Влияние детского коллектива на формирование личностных характеристик младшего школьника // Россия Молодая. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2019. 379 с.
Беспаликова О.В. Педагогические условия формирования сплоченности группы младших школьников в условиях внеурочной деятельности // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2019. С. 51-52.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб: Питер, 2008. 468 с.
Болдырева Л.В. Роль детских общественных объединений в создании единого воспитательного пространства. Воспитание шко
В атмосфере доброжелательности и высокого уровня педагогического руководства коллектив становится средством развития важных качеств личности в условиях социализации.
Данная стадия развития коллектива характеризуется преодолением противоречий. Поэтому на этой стадии возможны остановки и движения назад.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. На данной стадии ученики предъявляют более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Общий опыт и одинаковые оценки событий являются характерной чертой коллектива на третьей стадии.
Каждая стадия является важным этапом становления коллектива. Предыдущая стадия создаёт возможности для последующей. Также выделяют четвертую и последующие стадии. На которых каждый школьник сам предъявляет к себе определенные требования на основании коллективного опыта, а процесс воспитания переходит