Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста с помощью интегрированных технологий
Проблема формирования культуры поведения всегда была одной из актуальных проблем педагогики, а в современных условиях она приобретает особое значение. На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы можем утверждать, что данной проблеме было уделено большое внимание среди исследователей [2; 4; 11; 16; 21]. Однако многие исследования процесса формирования культуры поведения у старших дошкольников в значительной мере устарели и не отвечают актуальной ситуации развития науки и практики [3; 7; 13; 17; 19]. Тем не менее до сих пор в науке недостаточно изученным остается вопрос о применении интегрированных технологий в формировании культуры поведения детей. Именно изучению данного вопроса и посвящена тема выпускной квалификационной работы.
Введение
Глава 1. Теоретические представления об эффективности использования интегрированных технологий формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие о культуре поведения и ее воспитании у дошкольников
1.2. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.3. Характеристика основных направлений формирования культуры поведения у детей в старшем дошкольном возрасте средствами дошкольного образования
1.4. Использование интегрированных технологий для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по теоретическому обзору
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности использования интегрированных технологий формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению уровня культуры поведения у детей
2.3. Методическая программа по формированию культуры поведения у детей
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента при использовании методической программы для повышения уровня культуры поведения у детей
2.5. Анализ результатов контрольного эксперимента: оценка эффективности методической программы по формированию уровня культуры поведения у детей
Выводы по экспериментальной части исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
- Аралова М. А. Чему учить ребенка в детском саду // Воспитатель ДОУ. – 2017. - № 2. – С. 54 – 61
- Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2016. - 91 с.
- Буре Р. С. Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с.
- Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали // Ребенок в детском саду, 2016, № 5. – с. 16 – 17
- Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Методика решения психолого-педагогических ситуаций // Воспитатель ДОУ. – 2017. - № 2. – С. 49 – 51
- Гребенюк О. С. Общая педагогика: курс лекций. – Калининград, Калининградский университет, 2016. – 170 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – СПб.: Акцидент, 2016. – 224 с.
- Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
- Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативных и научно-методических материалов. – М., 2015.
- Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание, 2019, № 9. – с. 98 – 101.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: «Питер», 2019. - 992 с.
- Крупина И. В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - 4-е изд. - М., 2016. - с. 78-91.
- Куватова Г. А. Новые подходы в организации и проведении экскурсий // Воспитатель ДОУ. – 2017. - № 2. – С. 39 – 48.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 464 с.
Из рис. 12. мы видим, что по низкому уровню развития культуры поведения количество детей первой группы незначительно превышает количество детей второй группы (40% - 6 чел. и 33% - 5 чел. соответственно). С другой стороны, по среднему уровню культуры поведения количество детей второй группы незначительно превышает количество детей первой группы (60% - 9 чел. и 53% - 8 чел. соответственно). В то же время по высокому уровню развития культуры поведения имеет место равное количество детей в обеих группах (по 7% - 1 чел. в каждой).
Мы оценили значимость различий между детьми первой и второй групп по уровню развития культуры поведения, произведя расчет критерия φ* – углового преобразования Фишера. В результате расчета критерия статистически достоверных различий мы не выявили.