Факторы формирования имиджа рекламных услуг на региональных рынках (на примере Кемеровской и Томской областей)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы формирования имиджа рекламных услуг состоит в том, что на сегодняшний день рынок рекламных услуг достаточно высококонкурентный, из-за чего производителям рекламы необходимо выделяться среди конкурентов и формировать свой собственный имидж. Имидж, который формируют рекламные агентства в сознании своих клиентов, представляет собой впечатление, представление о компании, которое либо побуждает к взаимодействию, либо отталкивает клиентов. Имидж формируется в течение определенного периода времени через опыт использования продукта и фирменный стиль, созданный компанией .
Основными факторами, которые влияют на формирование имиджа рекламных услуг являются прежде всего основные факторы, которые показывают качество рекламного продукта, вызывают ассоциативность, а также выполняются своевременно перед заказчиком.
Региональные рынки рекламных услуг отличаются некоторыми особенностями, большинство из которых нельзя назвать положительными. Например, в регионах при создании рекламных кампаний не проводится мониторинг в области данных современных медиа. Также позиционируемая региональная реклама отличается скачкообразным ценообразованием, порой высокая цена не говорит о качестве предлагаемых рекламных услуг. Поэтому предложение рекламных услуг в регионах должно разрабатываться на основании анализа ряда факторов. Но все же, по мнению экспертов, с приходом в рекламную сферу интернет-коммуникаций у региональных агентств появляется больше возможностей для взаимодействия с другими аудиториями, расположенными территориально в других местах. Это способствует большему не только большим охватам, но и повышению имиджа услуг в определенных регионах.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Формирование имиджа рекламных услуг 6
1.1. Понятие «реклама», «имидж», «рекламная услуга» 6
1.2. Этапы и факторы формирования имиджа рекламных услуг 10
2. Особенности регионального рынка рекламных услуг в России 17
2.1. Статистический анализ рекламного рынка в России 17
2.2. Обзор практики рекламных услуг в различных регионах в России 21
3. Анализ ситуации на рынке рекламных услуг в Томской и Кемеровской областях и разработка рекомендаций 30
3.1. Исследование экспертного мнения о рынке рекламных услуг в Томской и Кемеровской областях (интервью) 30
3.2. Рекомендации по формированию имиджа рекламных услуг на региональных рынках 43
Заключение 46
Список используемых источников и литературы 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Агеев А.В., Мудров А.Н., Мейер В.С., Александров А.Н., Павлов С.М., Лебедева И.В., Алексеева В.Н. Подготовка электронной публикации и общая редакция: «Индустрия рекламы». // [Электронный ресурс] URL: https://adindustry.ru/doc/1154.
2) Акилова Е.В. "Правовое регулирование рекламной деятельности". "Налоги" (газета), 2007, N 3.
3) Алешина И. А. Паблик рилейшнз для менеджеров и макетеров / И.А. Алешина. – М.: Пресс, 2022. – 183 с.
4) Антонов Л.В. Развитие рекламного рынка: международный аспект / Л.В. Антонов. – М.: Социально-экономические явления и процессы, 2022. - № 12(046). - с. 36-40.
5) Асеева Е. Н. Организация рекламной кампании / Е.Н. Асеева. – М.: Норма,2022. – 64 с.
6) Бадоева К.А. Влияние корпоративной социальной ответственности на имидж предприятия / А.К. Бадоева // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 10 (26). С. 397-402.
7) Бодуан Ж-П. Управление имиджем компании. Предмет и мастерство. М.: Имидж-Контакт. 2001. - 240 с.
8) Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз: Алхимия власти. - М.: РИП-холдинг, 1998. - 218 с.
9) Буари Ф.А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. - М.: Имидж-Контакт: Инфра-М, 2001. -178 с.
10) Быстрова О.Ю. Теоретические подходы к определению понятия «имидж предприятия» / О.Ю. Быстрова // Управление социально-экономическими системами. — 2019. — № 1. — С. 35-38.
11) Васильева М.М. Связи с общественностью в органах власти. Учебник для академического бакалавриата. / Отв. — М.М. Васильева. — Москва: Наука, 2016 – 154 с.
12) Векслер А.Ф. Связи с общественностью для бизнеса. - Нижний Новгород: PR-Эксперт, 2001. - 194с.
13) Веселов С.В. Маркетинг в рекламе / С.В. Веселов. – М.: Инфра, 2021. – 219 с.
14) Власова И.А. Деловая репутация: экономическая сущность и методология учета / И.А. Власова // Актуальные вопросы экономических наук. — 2016. — № 20. — С. 222–227.
15) Воронцова М.В. Технология формирования имиджа, PR и рекламы в социальной работе.- М.: Юрайт, 2021.- 251 с.
16) Вылегжанина Е.В. Оценка деловой репутации организации / Е.В. Вылегжанина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 2-2. — С. 69-72.
17) Гасаненко Н.А. Как оценить эффективность рекламной кампании. // Маркетинг и реклама. - 2014. - №7-8. - С.17-20.
18) Герасимов О. Н. Имидж организации и его формирование / О. Н. Герасимов, В. Н. Смирнов// Бюллетень науки и практики. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-organizatsii-i-ego-formirovanie (дата обращения: 16.05.2022).
19) Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России / Л.Ю. Гермогенова. - М.: Рус Партнер ЛТД, 2021. – 103 с.
20) Гольман И. А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности / И.А. Гольман. - М. Гелла-Принт, 2019. – 59 с.
21) Гончаров А. Е. Маркетинговая структура Интернет / А.Е. Гончаров. – М.: Маркетинг и реклама, 2021. - № 11. - с. 28-33.
22) Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогия / В.Г. Горчакова. – М. Феникс, 2016 – 164 с.
23) Гришанин Н. В. Корпоративная коммуникация в формировании имиджа рекламного агентства: компоненты и инструменты /Н. В. Гришанин, М. В. Введенская // Коммуникология. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kommunikatsiya-v-formirovanii-imidzha-reklamnogo-agentstva-komponenty-i-instrumenty (дата обращения: 16.05.2022).
24) Даулинг, Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Пер. с англ. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт» // ИНФРА-М. – 2003. С. 55-77
25) Дачаева М.Д. Имидж предприятия как инструмент повышения его конкурентоспособности / М.Д. Дачаева // Молодой ученый. 2016. — № 4. – С. 34-37.
26) Дегтярева Я.В. Имидж предприятия в условиях маркетинговой ориентации / Я.В. Дегтярева // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2019. № 8. С. 77-81.
27) Жильцова, О. Н. Развитие современного комплекса коммуникаций маркетинга: тенденции, теория и практика / О. Н. Жильцова, И. М. Синяева. – Москва : Издательство "Перо", 2020. – 232 с.
28) Замарская С.П. Интернет как современный и очень действенный инструмент PR / С.П. Замарская. – М.: Теория и практика, 2021. – №6. – с.10-11.
29) Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга.
30) Иванов А.Е. Внутренне созданная деловая репутация компании как условный актив / А.Е. Иванов // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 26(224). — С. 28–33.
31) Измайлова М.А. Деловая репутация как фактор повышения конкурентоспособности компаний / М.А. Измайлова // Фотинские чтения. — 2018. — № 1 (9). — С. 394-399.
32) Кадочникова, С. С. Психологические функции рекламы / С. С. Кадочникова // Современные наукоёмкие инновационные технологии : сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 05 февраля 2019 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2019. – С. 88-91.
33) Коляда Е. Имидж и репутация - “близнецы-братья”? // Советник. 2000. № 6.
34) Комарова С.Н. Разработка процесса формирования имиджа предприятия и методика его оценки / С.Н. Комарова // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2019. № 1 (65). С. 95-99.
35) Коновалова, О. Н. Тенденции рынка рекламных услуг в России / О. Н. Коновалова // Инновационная экономика и общество. – 2019. – № 2(24). – С. 51-59.
36) Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.:Диалектика, 2003. - 656 с.
37) Луговой С.А. Анализ имиджа коммерческой компании / С.А. Луговой // Синергия Наук. 2019. № 32. С. 1223-1231.
38) Матюшкина, И. А. Основные тенденции развития рынка рекламных услуг в России / И. А. Матюшкина, К. С. Семионова // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 1(126). – С. 840-843.
39) Моисеев В.А. Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации: Теория и практика. - Киев: ДаКор, 2002. - 500 с.
40) Москаев А.В. Имидж как важнейший элемент маркетинговых коммуникаций компании / А.В. Москаев, Е.В. Комарова // Статистика и экономика. 2014. №6. – С. 114-118.
41) Мурашко Ю.М. Планирование и проведение PR-кампаний: Теория и практика. - СПб.: Невский ин-т языка и культуры, 2001. - 116с.
42) Наумова А.В. Коммуникационная эффективность рекламной кампании// Эко: экономика и организация производства. - 2008. - №12.
43) Новая реальность и современные коммуникативные технологии : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 23–25 октября 2019 года / под ред. А. Я. Касюка, И. К. Харичкина. – Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2020. – 344 с.
44) Объем рынка рекламы по итогам первой половины 2021 года / Электронный ресурс. Режим доступа: https://adpass.ru/obem-rynka-reklamy-po-itogam-pervoj-poloviny-2021-goda/ (дата доступа 16.03.2022).
45) Осканян Э.А. Имидж предприятия и подходы к его формированию / Э.А. Осканан // Научная гипотеза. 2018. № 13. С. 33-36. Осканян Э.А. Имидж предприятия и подходы к его формированию (часть 2) / Э.А. Осканан // Научная гипотеза. 2018. № 13. С. 37-40.
46) Осканян Э.А. Современные подходы к формированию имиджа предприятия / Э.А. Осканян, Д.Ю. Столяров // Научная гипотеза. 2018. № 14. С. 119-122.
47) Особенности рекламы на региональном рынке / Электронный ресурс. Режим доступа: https:/adpas.ru/osobennosti-reklamy-na-regionalnom-rynke/ (дата доступа 15.03.2022).
48) Петрова Е.А. Имидж специалиста - имидж организации - имидж профессионального образования в России// PR в образовании. - №4, 2003. - С.4-6.
49) Применение рекламы и PR в деятельности организаций / Н. В. Овсянникова, С. Б. Бондарев, К. А. Еременко [и др.]. – Ставрополь : Северо-Кавказский социальный институт, 2021. – 298 с.
50) Пыльнева Т.Г. Роль имиджа в обеспечении конкурентоспособности предпринимательства / Т.Г. Пыльнева // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 4S (45S). С. 60-62.
51) Саркисян О.А. Реклама на транспорте: обзор и анализ российского рынка, мировой опыт / О.А. Саркисян. – М.: Реклама, 2021. – №6. – С. 9-13.
52) Синяева, И. М. Реклама и связи с общественностью : учебник для вузов / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, Д. А. Жильцов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 552 с.
53) Тарасевич К.А. История эволюции понятия «деловая репутация» / К.А. Тарасевич // Ленинградский юридический журнал. — 2019. — № 1 (55). — С. 95-102.
54) Тузко Н.Н. К вопросу о понятии деловой репутации юридического лица / Н.Н. Тузко // Цивилистика: право и процесс. — 2019. — № 1. — С. 85-88.
55) Управление рекламной деятельностью предприятий сферы услуг / Д. Ю. Пичужкина, Л. А. Кабанова, А. А. Шкунова, Ю. Н. Жулькова // Наука Красноярья. – 2020. – Т. 9. – № 1-2. – С. 82-88.
56) Федоркина А.П., Ромашкина Р.Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа.// Имидж гос. службы. М., 1996.
57) Чумиков А. Н. 490 Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: Учеб. пособие для студентов вузов/А. Н. Чумиков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 159 с.
58) Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 3.
59) Шохоров А.В. Исследование особенностей рынка рекламы в России / А.В. Шохоров. – Псков: Вестник Псковского государственного университета, 2021. - № 1. – с.8-9.
60) Яковлев Г.А. Коммерция в средствах массовой информации / Г. А. Яковлев / Учебное пособие. – 2017. – С.63-64.
«Услуга – сложный предмет приобретения, нельзя точно (на 100%) сказать, какой будет итоговый продукт. Особенно в рекламе, часто представление заказчика и итог расходиться. Если в печати все просто, можно потрогать бумагу, утвердить макет, запросить цветопробу и быть уверенным в конечном результате. То в создании аудио или видео контента, любое отклонение от пожеланий уже может нести негатив и итоговый продукт может оказаться не таким, каким хотелось бы». В своих ответах некоторые эксперты упомянули и договор о предоставлении услуг, который очень важно заключать с каждой из фирм, чтобы не бояться потратить впустую денежные средства, ведь выплачивается полная стоимость, чаще всего, после полного оказания услуги. Из раннее описанных источников было выявлено следующее мнение о том, что после покупки рекламной услуги заказчик оценивает ее более строго, чем до ее планирования. Каждый из экспертов подтвердил данную теорию, ведь клиент вносит свои личные средства и может увидеть результат только через определенное время, поэтому находится в состоянии волнения. Чаще всего, как пишут эксперты, данные переживания и строгое отношение связано с тем, что многие рекламные фирмы задерживают сроки выполнения, от этого страдает не только впечатление об имидже агентства, но и само качество выполняемых услуг.