Совершенствование механизмов управления качеством образования в общеобразовательном учреждении
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что современное образование, реализуемое в рамках российской национальной образовательной системы, ставит своей целью устойчивое развитие, направленное на обеспечение воспроизводства знаний и умений учащихся, адекватных потребностям объективной социальной реальности. Следует отметить, что качество образования в современном информационном обществе приобретает особый, решающий вес. Оно рассматривается как основной фактор мирового развития и одно из условий процветания любой страны.
В октябре 1998 года ЮНЕСКО была принята Всемирная декларации о высшем образовании в XXI веке. В ней говорится, что «бурное развитие новых информационных и коммуникационных технологий будет и далее изменять характер развития, приобретения и распространения знаний. Важно также отметить, что новые технологии открывают возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, а также для расширения доступа к высшему образованию» . Написанное в равной мере характерно и для системы среднего образования, образовательные учреждения которой стоят перед необходимостью обеспечения высокого уровня качества, адекватного запросам времени.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Качество образования: сущность и факторы влияния 6
1.2. Проблема управления качеством образования в современных отечественных и зарубежных научных исследованиях 9
1.3. Современные подходы к управлению качеством образования в организациях общего образования 11
Выводы к первому разделу 15
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (на материале ГБОУ Школа № 2089 города Москвы) 16
2.1. Анализ системы управления качеством образования вГБОУ Школа № 2089 города Москвы 16
2.2. Теоретическое обоснование и разработка механизмов совершенствования системы управления качеством образования 27
2.3. Опытно-поисковая работа по совершенствованию системы управления качеством образования 31
Выводы ко второму разделу 38
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 5 декабря 2014 г., № 1547 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70859410/paragraph/1:0 (Утратил силу).
Прочая литература
1. Гончаров, А.А. Гражданский контроль над органами власти. – М.: Весьмир, 2020. – С. 13.
2. Государственно-общественное управление в образовательныхучреждениях: информационно-справочные материалы. – М.: Изд-воМГПИ, 2020. – 56 с.
3. Государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением: теория и практика / под ред. Ю.А. Савинкова. – Воронеж: Изд-во ВОИПКиПРО, 2019. – 154 с.
4. Корицкая, В.В. Качество образования как объект учебного процесса,общественного и государственного контроля / В.В. Корицкая, О.А.Чернова // Проблемы высшего образования. – 2018. – № 1. – С. 39–41. Букалерова, Л.А. Формирование централизованных органов общественного контроля в процедурах федерального государственного контроля (надзора) за образовательными организациями: проблемытеории и практика правового регулирования / Л.А. Букалерова, Р.В.Шагиева // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата.– 2019. – № 4 (35). – С. 110–115.
5. Новиков, А.В. Контроль в социально-политической системе российскогообщества: монография / А.В. Новиков. – М.: Современная экономика иправо, 2018. – С. 7.
6. Общественная экспертиза в сфере образования и воспитания (Информационно-методический бюллетень для обеспечения деятельности родительских комитетов и попечительских советов учреждений образования и городских ассоциированных органов родительской общественности) / сост. Т.В. Макарова, Л.А. Муравьева, А.В.Шибинкина. – Тольятти, 2019. – 91 с.
7. Поташник М. М. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
8. Ротова, В.Н. Научные подходы к управлению качеством образования [Текст] / В.Н Ротова // МАК-2015: «Математики − Алтайскому краю». - 2015. - С. 217-220.
9. Субетто, А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга) [Текст] /А.И. Субетто. - СПб. М., 2000.
10. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. – М.: Новая школа, 2001. – 320 с.
11. Чупрова, Л.В. Основные подходы к определению понятия «качество образования» в проблемном поле педагогики [Текст] / Л.В. Чупрова, О.В. Ершова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 3.- С. 336-339.
12. Шишов С.Е. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 206 с.:
13. Kerckhoff Alan C. Education and Social Stratification Processes in Comparative Perspective. Sociology of Education. 2001; 74:3–18.
14. OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) Definition and Selection of Competencies Executive Summary. Paris: OECD Publishing; 2005.
15. UNESCO (2020). Education: From disruption to recovery. Recuperado de https://en.unesco.org/covid19/ education response (дата обращения 20.04.2022)
UNICEF (2020). COVID-19: Are children able to continue learning during school closures? Recuperado de https://data.unicef.org/resources/remotelearning-reachability-factsheet/ (дата обращения 20.04.2022)
Основная их цель должна состоять в том, чтобы обеспечить условия для проявления такой активности. Это возможно, когда в системах качества будут «присутствовать» все типы стандартов: обязательные и рекомендательные; опережающие; документально оформленные и неоформленные; стандарты требований, норм, процедур, технологий; государственные и негосударственные стандарты (стандарты общественных организаций, ассоциаций, образовательных организаций).
Кроме того, непременным условием является требование, чтобы стандарты как механизмы нормативного регулирования отражали политику в области качества, сформулированную в образовательных организациях, в муниципальной, региональной образовательной системе. Ориентация их на модель качества, основные аспекты качества образования обеспечивает комплексность такого регулирования.
Таким образом, вопрос о выборе приоритетного подхода при определении желаемого состояния образовательной системы (нормативного или ситуационного) в каждом конкретном случае должен решаться особо. Однозначно только можно утверждать, что необходимо их сочетание для того, чтобы гарантировать определенный уровень качества образования и вместе с тем не допустить деформации процессов самоуправления, самоорганизации.