Организация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сохранности и обеспечения здоровья людей является актуальной во все времена, и бесспорно, здоровье подрастающего поколения – это инвестиция в благополучное будущее страны. Это не пафосные фразы, поскольку здоровый человек- это работоспособный пласт человеческого ресурса, благодаря которому возрастает производительность и коэффициент полезного действия людей, приводящий к количественному и качественному изменению благосостояния страны в лучшую сторону
Понятно и то, что основы здорового образа жизни необходимо закладывать с раннего детства, чтобы в дальнейшем это не становилось чем-то противоестественным и превратилось в культуру Однако, по данным статистических анализов ВОЗ, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, а 40% имеют различную хроническую патологию. На здоровье школьников негативно отражаются многие факторы, немаловажную роль в этом процессе играет и организация процесса обучения, всех компонентов процесса, в частности и содержательного аспекта
Стоит отметить, что проблема формирования здорового образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС), который определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
В настоящий момент многие школы готовы осуществлять и уже осуществляют целенаправленную и систематическую работу по формированию здорового образа жизни детей через внеурочные формы и методы физического воспитания [3].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Теоретические основы особенностей формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности………6
1.1 Здоровый образ жизни как психолого-педагогическая проблема…...…....6
1.2 Общая характеристика детей младшего школьного возраста……………10
1.3 Возможности внеурочной деятельности в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………………….………………….14
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………………….............................21
2.1 Организация и проведение исследования………...……….…………….....21
2.2 Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………….………35
2.3 Результаты эмпирического исследования…………………….…………....45
Заключение…………………………………………………………………...…52
Список использованных источников…………………………………….….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баль, Л. В. Формирование здорового образа жизни : пособие для классных руководителей. Москва : Владос, 2003. – 192 с. – ISBN 978-5-01-34768-2. - Текст : непосредственный.
2. Быкова, Н. Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого типа» : дис. канд. пед. наук . - Ставрополь, 2015. -182 с. – ISBN 978-5-12-427814-3 – Текст : непосредственный.
3. Вайнер, Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования / Э. Н. Вайнер // – 2015. – No 5. – С. 5 - 8. – Текст : непосредственный.
4. Воронецкая, Л. Н. Здоровый я – здоровая страна / Л.Н.Воронецкая, Е. А. Попок. – Минск : Красико-Принт, – 2008. – 123 с. – ISBN 978-5-15-556740-5 – Текст : непосредственный.
5. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность : взгляд сквозь призму ФГОС / Евладова, Е. Б. // Воспитание школьников : Теоретический и научно-методический журнал. – 2012. – No 4. – С. 15 - 21. – Текст : непосредственный.
6. Евсеева, О. Л. Валеологический праздник «День здоровья». / Евсеева, О. Л. // Завуч в начальной школе / - 2011. – No 3. – С. 67 – 69. - Текст : непосредственный.
7. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью, как социокультурный феномен : дис. д-ра социол. наук : 22.00.04. - Москва, 2015. - 434 с. – Текст : непосредственный.
8. Кирпичев, В. И. Физиология и гигиена младшего школьника: пособие для учителя. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с. - ISBN 978-5-278740-5 - Текст : непосредственный.
9. Кокаева, И. Ю. Валеологические задачи для младших школьников. / Кокаева, И. Ю. // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – No 7. – С. 31 - 33. - Текст : непосредственный.
10. Кривошеина, И. В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. / Кривошеина, И. В. // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – С. 95 - 98. – Текст : непосредственный.
11. Львова, С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников. / Львова, С. В. // Системная психология и социология. - 2014. - No 9. - С. 79-86. – Текст : непосредственный.
12. Молчанова, Л. Ф. Образ жизни семьи и здоровье / Молчанова, Л. Ф. // Советское здравоохранение. - 2010. - No 10. - C. 89 – 91. - Текст : непосредственный.
13. Михайлов, А.А. Формирование у младшего школьника привычек здорово образа жизни / Михайлов, А.А. // Начальная школа До и После. – 2011. – No 9. – C. 35 – 36. - Текст : непосредственный.
14. Молчанова, Л.Ф. Образ жизни семьи и здоровье / Молчанова, Л.Ф. // Советское здравоохранение. - 2010. - No 10. – C. 91 – 92. - Текст : непосредственный.
15. Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний; СпецЛит. - Москва, 2013. - 176 c. - ISBN 978-5-34-156270-5 - Текст : непосредственный.
16. Обухова, Л. Ф. О26 Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. — Москва : Изд-во Юрайт; МГППУ, 2011. - 460 с. – ISBN 978-5-45-117070-5 - Текст : непосредственный.
17. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Москва : Владос, 2010. – 412 с. – ISBN 978-65-5-156149-5 - Текст : непосредственный.
18. Ступницкая М. А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды. / М. А. Ступницкая, А. В. Белов // Школа здоровья. – 2013. - No 3. – С. 49 - 51. - Текст : непосредственный.
19. Сухарев, А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. Москва. – 2010. - 231с. – ISBN 978-5-09-156149-5 - Текст : непосредственный.
20. Татарникова, Л. Г. Педагогическая валеология. / Л. Г. Татарникова. – Санкт-Петербург, 2017. – 132 с. – ISBN 978-5-57-151119-5 - Текст : непосредственный.
21. Третьякова, Н. В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении : дис. кан. пед. наук. – Екатеринбург, 2015. - 245 с. - ISBN 978-5-57-12379-4 - Текст : непосредственный.
22. Хрущев, С. В. Оздоровление детей, современные проблемы : хроника. / C. В. Хрущев // Вестн. спорт. медицины России. - 2014. – No 1. - C. 89 – 92. - Текст : непосредственный.
23. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – Москва : Академия, 2013. - 184 c. – ISBN 978-5-09-145893-2 - Текст : непосредственный.
24. Чимаров, В. И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях. Образование и наука, 2010. – 254. с - ISBN 978-5-65-287609-3 – Текст : непосредственный.
25. Яшин, В. Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни. – Москва : Флинта, Наука, 2011. – 128 с. – ISBN 978-5-28-690365 - Текст : непосредственный.
Здoрoвьeсoзидaющиe зaдaчи и пути решения проблемы здоровья школьников подразумевают, прежде всего, создание условий для здоровья в учeбнo-вoспитaтeльнoм процессе, создание ценностного отношения к личному здоровью. Данная работа может проводиться как во время уроков и в домашних условиях, так и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, выраженная социально-значимыми акциями, беседами, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, фестивалями), культурно-просветительскими мероприятиями. В ходе внеурочной деятельности применяют такие виды деятельности, как игровая, познавательная, трудовая, досугово-развлекательная, художественное и социальное творчество и тд
Нами были рассмотрены и предложены возможности внеурочной деятельности в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. Определено, что внеурочная деятельность наряду с обеспечением сохранения самоценности, неповторимости периода младшего школьного возраста, способствует формированию у детей бережного, осознанного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, а также приобретению детьми элементарных навыков здорового образа жизни.