Возможности кинематографа в обучении русскому языку как иностранному в туркменской школе
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей на уроке русского языка как иностранного в школе является создание коммуникативных ситуаций. Именно общение учащихся между собой и с учителем на определённую тему эффективнее всего развивает их речь. Обучение речевой деятельности на русском языке – краеугольный камень всего процесса обучения РКИ.
В рамках школьного курса учителя РКИ периодически обращаются к аутентичным киноматериалам, к учебному видео как средству повышения эффективности обучения. Именно это обусловило. актуальность данного исследования: расширить знания о данном средстве, предложить наиболее эффективные пути использования кино и видео в туркменской школе
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Кино в системе средств обучения РКИ в школе………….…7
1.1. Традиционные лингводидактические ценности кино.……….…......7
1.2. Эффективность использования кино в процессе формирования речевой и коммуникативной компетентностей при обучении РКИ………………………………………………………………..….…..….11
Выводы по главе I ………………..………………………………….….….15
ГЛАВА II. Актуальность использования кино в современном школьном уроке РКИ в Туркменистане ……………………….....................................16
2.1. Туркменский и русский киноконтент, применимый на туркменских школьных уроках РКИ ………..………………………………………….…16
2.2. Наиболее эффективные способы реализации работы с кино на школьном уроке РКИ в Туркменистане……………………………………23
Выводы по главе II…………………………………………………………..32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова В. С. Аутентичный художественный фильм в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку // Евразийский гуманитарный журнал. –2018. – № 4. – С. 109-112.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. – С. 22.
3. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить. – М.: Русский язык. курсы, 2018. – 256с.
4. Ариас Анна-Мария. Художественный фильм как средство формирования лингвосоциокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку в вузе/ Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 8 (138). – С.7-12.
5. Барышникова Е. Н., Денисова А. А. Чебурашка и его друзья: пособие по развитию речи с использованием мультфильмов. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 71 с.
6. Батурина Л. А., Воробьёва Г. В. Роль аудиовизуальных средств обучения в процессе преподавания русского языка как иностранного (из опыта работы) // Известия Волгоградского государственного технического университета. – № 10. (Том 3) – 2012. – С. 153-155.
7. Бегенева Е. И. Нейрофизиологические основы обучения. Работа с видео (к вопросу о полушарных стратегиях обучения в онлайновом языковом курсе «Русская газета к утреннему кофе» (www.lclass.org)) // Преподавание русского языка в условиях модернизации образования: материалы IY Всерос. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2011. – С. 34-48.
8. Бегийович О. С. Кино в обучении иностранным языкам // Вестн. Юж.-Урал. Гос. ун-та. Сер.: Лингвистика. – 2009. – Вып. 8. – С. 75-77.
9. Березняцкая М. А., Денисенко А. В. Работа с аутентичными аудиовизуальными материалами на уроках РКИ (на примере кинокомедии Т. Бекмамбетова «Ёлки») // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2019. – № 192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-autentichnymi-audiovizualnymi-materialami-na-urokah-rki-na-primere-kino-komedii-t-bekmambetova-yolki (дата обращения: 31.07.2021).
10. Весова Т. Н., Чистякова Е. В. Методические основы использования художественных фильмов в процессе преподавания русского языка как иностранного // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2(105). Том 12/2013. – С. 145-148.
11. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: методическое руководство / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – Москва: Русский язык, 1983. – 269с.
12. Власова О. В. Развитие критического мышления посредством работы с видео на занятиях иностранного языка // Евразийский гуманитарный журнал. – 2017. – № 1. – С. 83-88.
13. Глебова Н. Н., Орехова И. А. О русских фильмах по-русски. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 176 с.
14. Гринкевич Е. И. Работаем по фильмам на уроках РКИ: учебно-методическое пособие / Е. И. Гринкевич, С.К. Буховец. – Минск : БГМУ, 2019. – 111 с.
15. Денисенко А. В., Яркина Л. П., Березняцкая М. А., Аль-Афанди Е. К., Понякина Т. П. Смотрим современное российское кино: учебно-методическое пособие по работе над художественным фильмом на занятиях по русскому языку для студентов-иностранцев. – М.: РУДН, 2017. – 69 с.
16. Домбровская И. И., Белопухова А. М., Некрасова Т. В. Применение аудирования в качестве элемента коммуникативного подхода в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного: монография. Омск: ООО «Издательство Ипполитова», ОАБИИ, 2016. – 130 с.
17. Иванова О. В. Роль ключевого и главного учебного эпизодов при работе с аутентичным художественным фильмом на занятиях по РКИ // Слово. Грамматика. Речь / Материалы VI Международной конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного». Вып. XVI. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. – С. 248-251.
18. Иванова О. В. Русский фильм без субтитров: пособие по работе с аутентичным художественным фильмом на занятиях по РКИ (на материале фильма О. Бычковой «Плюс один»). – М.: Макс Пресс, 2017. – 132 с.
19. Иванова О. В. Система работы с художественным фильмом О. Бычковой «Плюс один» на уроках РКИ с итальянскими студентами // Слово. Грамматика. Речь : сб. науч.-методич. статей по вопросам преподавания русского языка как иностранного. Вып. ХIII. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. – С. 210–221.
20. Иванова О. В. Система упражнений по работе с адаптивным художественным фильмом в группах учащихся базового уровня (А2) на занятиях по РКИ // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та – № 2 (125). – Волгоград: ВГПУ, 2018. – С. 54-59.
21. Казакова Ю. В. Приемы работы с видеотекстами на уроках РКИ (на примере киножурнала «Ералаш») // Наука ЮУрГУ. Секция социально-гуманитарных наук. Материалы 67-й науч. конф. Юж.-Урал. гос. ун-т. Челябинск: Изд-во «Издательский центр ЮурГУ», 2015. – С. 1385-1388.
22. Калашникова А. Ф. Художественный фильм о войне на занятиях по РКИ // [Электронный ресурс] Репозиторий Белорусского государственного университета культуры и искусств. Наука. Культура. (13) Творчество. – Вып.13. – Эл. ресурс: Режим доступа: иРЬ |1Ир://геро811огу.Ьик.Ьу/11апС!е/123456789/20627?8|1о ш=1и!! (дата обращения: 17.10.2019).
23. Курлова И. В. Работа с учебными, мультипликационными и художественными фильмами на уроке РКИ. – Эл. ресурс: Режим доступа: http://library.cie.ru/file.php/b8d63bd74941a6789acf374984294859.pdf?load=true (дата обращения: 12.03.2021).
24. Летцбор К. В. Отечественное киноискусство в обучении русскому как иностранному // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. – 2018. – №1. – Эл. ресурс: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennoe-kinoiskusstvo-v-obuchenii-russkomu-kak-inostrannomu (дата обращения: 31.07.2021).
25. Летцбор К. В. Отечественное киноискусство на занятиях по русскому языку как иностранному: некоторые размышления по отбору материала // Теория и история искусства. Вып. 1/2. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. – С. 173-185.
26. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: Ээсти Раамат, 1973. – 92 с.
27. Матвеенко В. Э. Применение кинофрагментов сказок на занятиях РКИ у иностранных филологов. – Эл. ресурс: Режим доступа: https://www.eduneo.ru/primenenie-kinofragmentov-skazok-na-zanyatiyax-po-rki-u-inostrannyx-filologov/
28. Министерство культуры Российской Федерации. Проект списка «100 фильмов» – Эл. ресурс: Режим доступа: http://mkrf.ru//press-center/news/spisok.php (дата обращения: 01.12.2021).
29. Набоких Е. М. Использование мультфильмов на начальном этапе обучения (уровень А1) // Молодой ученый. – 2017. – № 48 (182). – С. 328-330. – Эл. ресурс: Режим доступа: https://moluch.ru/archive/182/46923/ (дата обращения: 31.07.2021).
30. Николаенко Е. Ю., Иванова О. В. Система работы с художественным фильмом на уроке РКИ // Русский язык за рубежом. – № 4. – М.: Гос. инст. им. А. С. Пушкина, 2016. – С. 43-52.
31. Новиков М. Ю. Художественный фильм как продукт культуры страны изучаемого языка // Дидактика языков и культур : межвузовский сборник научных статей. – Пятигорск : изд-во ПГЛУ, 2006. – С. 81-94.
32. Русский язык. Задания по аудированию и развитию речи для студентов-иностранцев старших курсов на материале художественного фильма Г. Чухрая «Баллада о солдате»: практикум / сост. И. В. Чечик; СПбГАСУ. – СПб., 2018. – 55с.
33. Самарова Л. Р. Использование полнометражных художественных фильмов в обучении иностранному языку // Горизонты образования. – 2011. – № 3. – С. 116-120.
34. Смелова Д. А., Уша Т. Ю. Мультипликационный фильм «Трое из Простоквашино»: метод. разраб. к аудиовизуал. курсу / РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб.: Сударыня, 2005. – 38 с.
35. Смирнова Е. С. Короткие аутентичные видеоматериалы на занятиях РКИ. – Эл. ресурс: Режим доступа: https://www.eduneo.ru/korotkie-autentichnye-videomaterialy-na-zanyatiyax-rki/
36. Стрельчук Е. Н. Ради чего стоит жить. Современный художественный фильм о Великой Отечественной войне и его презентация в иностранной аудитории // Русский язык за рубежом. – 2011. – № 1. – С.95-101.
37. Толстова Н .Н. Пример использования короткометражных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному // Молодой ученый. – 2017. – № 11 (145). – С. 493-497. – Эл. ресурс: Режим доступа: https://moluch.ru/archive/145/40573/ (дата обращения: 31.07.2021).
38. Учебная программа по русскому языку для 1- 12 классов общеобразовательных школ ( с Туркменским языком обучения) / Т. Ходжамедова, О. К. Пирлиева, С. Сапарова, Х. М. Закиева / рекомендована министерством образование Туркменистана. — Ашхабад: Мот, нац институт образования Туркменистана, 2019. – 212с.
39. Фильмы на уроках русского языка. Фильмпроект «Русалка». – Эл. ресурс: Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/ 1342759/ (дата обращения: 21.11.2020).
40. Храмченко Т. А. Использование коротких юмористических фильмов в практике преподавания РКИ // Евразийский гуманитарный журнал. – 2019. – № 2. – Эл. ресурс: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-korotkih-yumoristicheskih-filmov-v-praktike-prepodavaniya-rki (дата обращения: 31.07.2021).
41. Хурмуз О. В. Значение номинативных и дескриптивных единиц при работе с аутентичным художественным фильмом на занятиях по РКИ // Высшее образование сегодня. – № 3. – М.: Изд. Группа «Логос», 2018. – С. 45-48.
42. Хурмуз О. В. Методическая модель использования художественных фильмов при обучении русскому языку как иностранному / дис. … к.п.н. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2019. – 216 с.
43. Чечик И. В. Некоторые аспекты работы над текстом художественного фильма на занятиях по РКИ (на примере художественного фильма режиссера Г. Чухрая «Баллада о солдате»): Материалы 73 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Новое и традиционное в практике обучения русскому языку как родному и иностранному в российских университетах нефилологического профиля» (17-18 мая 2018 года, Москва). – М.: РУДН, 2018. – С. 256-259.
44. Чечик И. В. Социокультурный потенциал художественных фильмов о Великой Отечественной войне в обучении русскому языку как иностранному (на примере художественного фильма Г. Чухрая «Баллада о солдате»): Материалы Х1V международной научно-практической конференции «Русский язык как иностранный: вчера, сегодня, завтра». – Монгольский государственный университет науки и технологии. – Улан-Батор, 2018. – С. 301-303.
45. Чечик И. В. Художественный фильм о Великой Отечественной войне на занятиях по РКИ как эффективное средство формирования лингвокультурной компетенции иностранных студентов // Современное педагогическое образование. – 2019. – №11. – Эл. ресурс: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-film-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-na-zanyatiyah-po-rki-kak-effektivnoe-sredstvo-formirovaniya-lingvokulturnoy (дата обращения: 31.07.2021).
46. Щеглова Л. В., Саенко Н. Р. Методические ресурсы художественного кинематографа в контексте преподавания гуманитарных дисциплин в современной высшей школе // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – М.: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2016. – Т. № 4. – С. 39-48.
47. Щукин А. Н. Методика использование аудиовизуальных средств. – М.: Русский язык, 1981.- 183с.
48. Яркина Л. П., Денисенко А. В., Серова Л. К., Скляева Е. В. Идем в кино!: пособие по работе над художественным фильмом на занятиях по русскому языку для студентов-иностранцев. – М.: РУДН, 2013. – 71 с.
49. Gregory M., Carroll S. Language and Situation. Language Varieties and Their Social Contexts. -London: Routledge, 1978.- 114 р.
50. Letzbor K. Studiare Russo al cinema - volume 1.-Roma: Aracne editrice S.r.l., 2011.-133 с.
47. Letzbor K., Studiare Russo al cinema - volume 2.- Roma: Aracne editrice S.r.l.,
Требуется отметить, что в программе нет указаний на то, что в уроках РКИ следует использовать кино- и видеоматериалы. Следовательно, данное лингводидактическое средство отнесено авторами программы к разряду таких, которые служат эффективности занятий только по усмотрению самого учителя, необязательны к применению. Мы рассмотрели также школьные учебники РКИ 2012-2019 годов издания, соответствующих последним методическим установкам. Единственное упоминание о художественном фильме, поставленном по мотивам известной повести, имеется в учебнике РКИ для 9 класса: «Русский язык» (Э. В. Хонякова, Х. М. Закиева, О. К. Пирлиева, Н. Г. Ялкабова, Б. Б. Джумадурдыева) для 9 класса. Уроки 18-22. Тема уроков: «Простое распространённое предложение. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Нурмурад Сарыханов. Повесть «Шукур бахши».