Методика обучения основам научной речи на уроках русского языка в 7-8 классах
Введение
Актуальность темы исследования. Современное развитие общества требует специалистов с новыми знаниями, умениями и навыками. Важная роль при этом отводится социальной востребованности в активных, компетентных членах общества, отвечающих стратегическим направлениям социально-экономического развития страны. Рассматривая в этом ключе современного человека, нельзя не отметить его коммуникативную компетенцию. С начальной ступени обучения у школьников должны закладываться основы умений быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; грамотно оперировать научными терминами; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Существующие стратегии обучения русскому языку младших школьников не соответствуют изменившимся социальным условиям, современным требованиям к уровню языковой подготовки в общеобразовательной школе
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы обучения школьников навыкам научной речи на уроках русского языка6
1.1. Научная речь: подходы к определению и основные черты6
1.2. Лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля10
1.3. Пути формирования научной речи учащихся: обзор опыта14
Глава 2. Практические аспекты обучения основам научной речи на уроках русского языка в 7-8 классах17
2.1. Методика работы с научным текстом на уроках русского языка17
2.2. Приёмы работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка25
Заключение32
Список использованных источников34
Список использованных источников
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: пособие для учителя: учебник. - М.: Академия, 2013. - 447 c.
Бунеева Е. В. Как читают текст учебника наши ученики? // Русский язык в школе.- 2015. - №6. - С.11 – 18
Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. – М.: ЛОГОС. – 2013. – 280 с.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Р/Д: Феникс, 1999.
Дейкина А.Д., Малявина Т.П. Реализация текстоориентированного подхода на занятиях по коррекции правописных умений и навыков в 7-8 классах // Русский язык в школе.- 2011.- №5.- С.11.
Жеребило Т.В. «Словарь лингвистических терминов». Интеренет-ресурс http://lingvistics_dictionary.academic.ru/2257/научная_речь
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - М.: Наука, 2013. - 271 с.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Изд-во Флинта, 2014. – 464 с.
Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи: текст и его редактирование : учеб.пособие. - М.: Флинта: Наука, 2014. - 284 с.
Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н.Ярцевой. 1990: С. 564–565].Малявина Т.П. Работа с текстом на занятиях по коррекции правописных умений и навыков // Русский язык в школе.- 2010.- №11.- С.10.
Мезенцева Н.В. Формирование у школьников универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО в процессе обучения русскому языку. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №45. - С.108-112.
Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 8. - С.3–8.
Методика преподавания русского языка в школе: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2014. - 439 с.
Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. - М.: Рус. яз., 2015. - 219 с.
Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Издательский центр «
в) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математические преобразования, культуры, скорости) и понятий, выражающих количественные показатели (глубины, длины, теплоты).7. Употребление кратких форм имен прилагательных и страдательных причастий в функции сказуемого также характеризует научный стиль: равна, известны, выбраны, сравним.
Синтаксис научного стиля определяется спецификой научного мышления, для которого характерны предложения без конкретного лица говорящего: безличные, неопределенно-личные, номинативные, предложения с именным составным сказуемым и нулевой связкой.
1) Употребление пассивных конструкций.
2) Частотны обобщенно-личные предложения с глаголами в форме 1 л, мн.ч. настоящего и будущего времени (Рассмотрим результаты анкетирования).
3) Безличные предложения характерны в 2-х типах:
с предикатами на -о (Ясно, что в понимании этого вопроса нет единства);