Программа по реализации педагогических условий использования социальным педагогом ресурсного воспитательного потенциала семьи для формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях пандемии.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одной из главных проблем для любого общества является проблема воспитания подрастающего поколения. Изменяющиеся социально-экономические условия привели к кризису современной российской семьи и резкому снижению её воспитательных возможностей. Своеобразным индикатором благополучия семьи выступила самоизоляция из-за пандемии, в результате чего резко увеличилось количество семейных конфликтов.
Следствием внутрисемейных проблем является отсутствие гармоничных отношений между родителями, а также несформированность у детей навыков поведения и эмоционально-волевого контроля. Взаимоотношения в семье определяют жизненную позицию ребенка, от которой будут зависеть выстраивание его дальнейших отношений с социальной средой (Е.Ю. Евдокимова, 2011). Выход из сложившейся ситуации, по мнению исследователей (Г.Г. Кравцов, Р.В. Овчарова и др.), лежит в оказании помощи семье через формирование и развитие ее воспитательного потенциала.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ РЕСУРСНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
1.1. Сущностная характеристика ресурсного воспитательного потенциала семьи для формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях пандемии …………………………
1.2. Социально-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья …………………………...…..
1.3. Анализ педагогических условий использования социальным педагогом ресурсного воспитательного потенциала семьи для формирования личности детей в условиях пандемии …………………...
Резюме по первой главе ……………………………………………... 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ РЕСУРСНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
2.1. Исследование исходного уровня ресурсного воспитательного потенциала семьи для формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях пандемии……………………………………………………………………
2.2. Теоретические основы реализации педагогических условий использования социальным педагогом ресурсного воспитательного потенциала семьи для формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях пандемии………………………….
2.3. Экспериментальное обоснование эффективности реализации педагогических условий использования социальным педагогом ресурсного воспитательного потенциала семьи для формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях пандемии …………........................................................................................
Резюме по второй главе ……………………………………………… 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………...……………………………….. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………… 61
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абуева, Н. В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ: проблемы и пути их решения / Н. В. Абуева, С. Н. Фомичева // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации : сборник статей девятой международной научно-практической интернет-конференции / под редакцией М. В. Новикова. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017 – 334 с.
2. Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – Москва : ИНФА-М, 2012. – 304 с.
3. Бикметов, Е. Ю. Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы / Е. Ю. Бикметов, З. Л. Сизоненко, О. Н. Юлдашева. – Уфа : Аркаим, 2012. – 171 с.
4. Броян, С. Консультация для родителей «Личный пример родителя – самая эффективная форма воспитания» / С. Броян. – URL: https://pandia.ru/text/82/066/76878.php (дата обращения: 23.10.2021).
5. Буртонова, И. Б. Теоретические основы процесса социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / И. Б. Буртонова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 1. – № 5. – С. 278-285.
6. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношений : автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.01 / Варга Анна Яковлевна. – Москва : МГУ, 1986. – 36 с.
7. Васягина, Н. Н. Исследование условий семейного воспитания в районах с разным уровнем урбанизации / Н. Н. Васягина // Образование и наука. – 2008. – № 3 (51). – С. 84-90.
8. Горшкова, В. В. Исследование особенностей семейных отношений в период пандемического кризиса / В. В. Горшкова // Инновационная наука. – 2020. – № 6. – С. 174-175.
«обусловленная нравственно-интеллектуальными побуждениями, совершаемая добровольно, имеющая общественное и культурное значение». Данная деятельность направлена на переоценку видов деятельности и выработку новых ценностных приоритетов, исследование глубинных мотивов деятельности [40, с. 120].
Социокультурная деятельность предполагает наличие объективных условий для осуществления творчества. Видами социокультурной деятельности являются: познавательные, культурно-досуговые, спортивно-оздоровительные, бытовые и т.п.Применительно к использованию социальным педагогом ресурсного воспитательного потенциала семьи для формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях пандемии, под социокультурной деятельностью понимается совместная деятельность социальных педагогов