Знакомство детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения
Введение
Актуальность темы исследования: Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний ПДД у детей дошкольного возраста5
1.1. Исследование проблемы в области обучения дошкольников правилам дорожного движения5
1.2 Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице10
1.3 Дошкольное формирование навыков безопасного поведения на дорогах.19
Выводы по Главе I……………………………………………………………….24
Глава 2. Методика построения системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения25
2.1. Методы и формы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях25
2.2 Взаимосвязь дошкольных образовательных учреждений и родителей при обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения29
2.3 Организация системы непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах33
Выводы по Главе II……………………………………………………………….38
Заключение39
Список литературы41
Приложение44
Список литературы
1. Антюхин Э.Н. Сулла М.И. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 2014. - № 5. С. 5-9.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет воспитания Текст.: в 2т. / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1980. - т.2. - с 10-25
3. Андреева, Г.М. Психология социального познания Текст.: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Изд. второе, перераб. и доп. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000.- 288с.
4. Аверин, В.А. Психологическая структура личности / В.А. Аверин – Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 1999. – 389 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович – Москва: АСТ, 1968. - 222 с.
6. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности Текст. / А. В. Батаршев М.: ВЛАДОС, 2001. - 176с.
7. Белая К. Ю. «Я и моя безопасность. » Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная пресса, 2010г. – 48с.
8. Ваш ребенок и дорога: Брошюра, М.: Центр Пропаганды – 2006 г. Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк9. Вейс, Т. Й. Как помочь ребенку? Текст. / Т. И. Вейс М.: Московский Центрвальдорфской педагогики, 1992. 168 с.
10. Власова, Т. А. Учителю о детях Текст. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер М.: Просвещение, 1967 - 207 с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии Текст. : в 6 т. // Собр. соч., М.: Педагогика, 1983 - т.4. - с. 243 – 385
12. Выготский, Л. С. Психология Текст. / М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
13. Данилова Т.А. Программа «Светофор». ПДД для дошкольников. Издательство: Детство-пресс, 2009 г. – 25с.
14. Дорожные знаки для маленьких пешеходов/ Шалаева Г. П. – М.: СЛОВО, Эксмо; 2007
15. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст. / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.- 104 с.
Занятия по правилам дорожного поведения также проводятся и в группах кратковременного пребывания. С учетом лимита времени воспитатель может выборочно давать ребятам задания в альбомах по рисованию, развивающие их познавательные способности и активизирующие их самостоятельную работу по изучению правил безопасного поведения на улице.
Принципы воспитания и обучения:
единство;
наглядность;
постепенность;
доступность и др.
Примерная тематика занятий с дошкольниками:
"Дорога в дошкольное учреждение".
"Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению".
"Предвидение опасности на улицах".
"Виды транспортных средств".
"Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке".
"Нахождение на улице со взрослыми и правила перехода проезжей части дороги".
"Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров".
"Виды и сигналы светофоров".
«Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный – "зебра")».