Сетевые исследовательские проекты c применением эвристических методов как эффективное средство обучения на уроках информатики
Введение
В условиях построения цифровой экономики и цифровой трансформации образования особую значимость приобретают такие методы обучения, которые стимулируют самостоятельную познавательную деятельность учащихся, их способность решать исследовательские задачи в команде, активизируют познавательную активность учащихся, усиливают их интерес и мотивацию, развивают способность к самостоятельному обучению, обеспечивают в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. В настоящее время объектом интереса педагогов становится именно проектная исследовательская деятельность школьников, которая обладает дидактическим потенциалом. Это вызвано причинами социального характера: общество заинтересовано в выпускниках, умеющих ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать и адекватно оценивать себя и свои достижения.
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы сетевых исследовательских проектов с применением эвристических методов8
1.1. Сущность метода проектов8
1.2. Сетевые проекты17
1.3. Исследовательские проекты21
1.4. Эвристика как методология образования23
Выводы по первой главе32
Глава 2. Методика применения сетевых исследовательских проектов с элементами эвристических методов на уроках информатики35
2.1. Методологические подходы к методике использования сетевых исследовательских проектов на уроке информатики35
2.2. Типы сетевых исследовательских проектов с элементами эвристических методов на уроках информатики42
2.3. Методика проведения сетевых исследовательских проектов первого типа с элементами эвристических методов на уроках информатики54
2.4. Методика проведения сетевых исследовательских проектов второго типа с элементами эвристических методов на уроках информатики60
2.5. Описание апробации результатов исследования66
Выводы по второй главе68
Заключение71
Библиографический список73
Приложения76
Библиографический список
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 02.03.2022).
Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
Даутова, О.Б., Крылова, О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.
Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. - № 6
Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007. - 144 с.
Селевко, Г. Технология современного проектного обучения [Электронный ресурс] // URL: http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=11570 (дата обращения 10.03.2022).
Бобырев, А.В. Метод учебного проекта в системе профильного обучения старшеклассников [Электронный ресурс] // URL: http://t21.rgups.ru/doc/4/03.doc (дата обращения 10.03.2022)
Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] // URL: http://iteach.arpteka.ru/metodika/a_2wn3.html (дата обращения 12.03.2022)
Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
Разживина Е.А. Для чего учитель ведёт учеников в Сеть? Электронный ресурс. // URL: http://nachalka.com/node/3146 (дата обращения 14.03.2022)
Жукова Т.А. Кого и как привлечь к сотрудничеству в сетевом проекте? Электронный ресурс. // URL: http://nachalka.com/node/3147 (д
Таким образом, эвристическое обучение – это разновидность человеко-сообразного обучения, опирающееся на креативный творческий потенциал учащихся и педагогов.
В соответствии с пониманием эвристического обучения как типа обучения была разработана теория этого обучения – дидактическая эвристика. Если эвристика – наука об открытии нового, то дидактическая эвристика – наука об обучении как открытии; это педагогическая теория, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности.
Планируемые результаты эвристического образования выражаются в виде приоритетного развития креативных, когнитивных и коммуникативных качеств ученика, который:
1. обладает раскованностью мыслей, чувств и движений, одновременно умеет выдерживать нормы поведения