Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития

Цель исследования – изучить особенности и возможности развития коммуникативных способностей в условиях реализации коррекционно-развивающей программы с использованием коммуникативно-игровых технологий у младших школьников с задержкой психического развития
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.02.2023
Объем файла
191 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы. Современный этап развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), характеризующийся интеграцией общего и специального образования, предполагает поиск рациональных путей и эффективных форм совместного обучения таких детей с нормально развивающимися сверстниками. Год за годом растет количество детей с ограниченными возможностями, получающих образование в общеобразовательных школах. Наибольшую численность среди детей с ОВЗ составляют дети с ЗПР, которые в первую очередь характеризуются трудностями, возникающими в процессе обучения, вызванные снижением познавательной активностью, отставанием в общем интеллектуальном развитии, пониженной мотивации к обучению. [4, с. 80].
Коммуникацией называется такой вид межличностного взаимодействия, при котором происходит передача какой-либо информации, передающейся с помощью языка, речи или других языковых систем. 
В современном обществе более половины детей с ЗПР обучаются в классах общеобразовательных школ.[ 5, с. 3-17]. Таким образом, реализуется закрепленная в современном Федеральном Государственном Стандарте модель инклюзивного образования.  Инклюзивное образование  предоставлено детям с ЗПР, достигнувшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме. Для детей с ЗПР характерны такие признаки как трудности произвольной регуляции деятельности и поведения, а также общая социально-эмоциональная незрелость. 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 7

1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста с задержкой психического развития. 7

1.2. Особенности развития коммуникативных способностей у младших школьников с ЗПР 10

1.3. Коммуникативно – игровые технологии в коррекции коммуникативных способностей у младших школьников с задержкой психического развития 17

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 22

2.1. Цель и задачи констатирующего эксперимента. 22

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25

ГЛАВА 3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА. 33

3.1. Программа оптимизации развития коммуникативных способностей у младших школьников с задержкой психического развития. 33

3.2. Рекомендации по оптимизации коммуникативных способностей у младших школьников с задержкой психического развития 41

Заключение 47

Список литературы 51

Список литературы

1) Абрамян, Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания [Текст] / Л. А. Абрамян. – Таллин, 1984. – 80 с. 

2) Андреева Г.М. Специальная психология. – М., 2001.C 50.

3) Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с.

4) Бабкина Н. В. Этапы становления системы образования детей с ЗПР и перспективы ее развития // Дефектология. 2020. № 1. С. 3–17. 

5) Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития. М.: Наука, 2020. 213 с. 

6) Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 125–142. 

7) Бабкина Н. В., Пономарева Л. М., Вильшанская А. Д., Скобликова О. А. Реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования. [Б. М.]: Изд-во ИКП РАО, 

8) Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – М. : НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с. 

9) Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с. 

10) Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учеб. метод, пособие. - СПб. : КАРО, 2005.-288 с.

11) Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей/ Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. – М. : Изд-во МГУ, 2009. – 136 с. 

12) Былино, М. В. Познаем мир в играх, звуках и красках: пособие для работы с детьми с особенностями психофизического развития дошкольного и младшего школьного возраста / М. В. Былино, Ю. В. Захарова, О. В. Клезович. — Минск :Харвест, 2006. — 94 с. 

13) Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] : Учебное пособие / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 1999. – 176 с.

14) Винникова, E. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович, с 37., с 45.

15) Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский; – СПб. : Лань, 2003. – 654 с. 

16) Дмитриева, Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития: диагностика и коррекция:научно-методическое пособие/ Е.Е. Дмтриева, Нижегородский государственный педагогический университет. - Н.Новгород: НГПУ,2004 . - 59 с.

17) Дмитриева Е. Е. Социально-личностная готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 5. С. 33–38. 

18) Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. М.: Флинта; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 136 с.

19) Захаров, А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей [Текст] / А. И. Захаров. – СПб. : 2006. – 144 с.

20) Защиринская Т.В. Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / . - СПб.: Речь, 2003. - 432 с.

21) Инденбаум Е. Л. К чему приводит стихийная инклюзия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 4. С. 32–38. 

22) Инденбаум Е. Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого- педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития. Иркутск: ВСГАО, 2012. 14 с.

23) Инденбаум Е. Л., Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Дети с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 2019. 47 с. 

24) Киселева, В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение/ В. А. Киселева // Дефектология. – 2007. – № 3. – С. 3-13. 

25) Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. 192 с.

26) Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2017. № 2. С. 3–13. 

27) Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 2. С. 239–252. 

28) Клюева Н.В.Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 209 с.

29) Лапп Е. А. Проект модульной программы подготовки учителя-дефектолога (бакалавра) для работы с детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 2021. № 3. С. 61–73. 

30) Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития/ К. С. Лебединская // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О. В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2004. – С. 63-83. 

31) Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность/ А. А. Леонтьев. М. : Просвещение, 2005. – 214 с. 

32) Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 2003. - Т.1. - 231 с.

33) Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия, центрированная на ребенке: работа в группе [Текст] / Г. Л. Лэндрет, С. С. Суини //. Журнал практической психологии и психоанализа. – 2007. – № 4. – С. 2 – 22.

34) Лопатина Л.В., Иванова О.В., Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР. – СПб.: КАРО, 2007. 

35) Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 2005. - С.124-135.

36) Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития / В. И. Лубовский, Л. И. Переслени. – М. : Просвещение, 2003. – 164 с. 

37) Лубовский, В. И. Специальная психология/ В. И. Лубовский. - М. : Знание, 2003. – 356 с. 

38) Липкина А.И Психология младшего школьника /под редак., Т.Д. Марциновской. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2007. - 576 с.

39) Мазепина, Т. Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах / Т.Б. Мазепина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 32 с. 

40) Макарова, Н. Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Н. Н. Макарова. – №7, 2008. – С. 45 – 48.

41) Малофеев Н. Н. Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и реабилитационной помощи детям с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 2. С. 3–10. 

42) Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. –1990. – № 6. – С. 10–17. 7. 

43) Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб. : Речь, 2003. — 400 с. 

44) Мамаева, А.В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03/Мамаева Анастасия Викторовна,; Краснояр. гос: пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. - 23 с.

45) Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. / Р. С. Немов. - М. :Владос, 2003-2004 

46) Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М. :Владос, 2003. – 128 с. 

47) Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] : учебное пособие / А. А. Осипова. М. : СФЕРА, 2002 . – 510 с

48) Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст] : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. — 160 с. 

49) Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — СПб. : Речь, 2003. 432 с.

50) Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 2005. – № 6. – С. 3–9. 8. 

51) Романюта, В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: метод. пособие для учит. нач. школы, психологов, воспитателей и родителей / В. Н. Романюта. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. – 64 с. 

52) Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. – 192 с. 

53) Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.

54) Смирнова, Е. О. Детская психология / Смирнова Е. О. – М. :Владос, 2003. – 367 с. 

55) Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А. С. Спиваковская. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 194с.

56) Степина О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР / О. С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / УрГПУ; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52-59.

57) Степина, О. С. Диагностика и коррекция коммуникативной компетентности у младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия / О. С. Степина // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – Екатеринбург, 2009. – № 4 (61). – С. 129-138. 

58) Степина, О. С. Сравнительная характеристика сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся школьников / О. С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52

59) Тригер, Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с ЗПР / Р.Д. Тригер // Дефектология. - 2009. - № 5. - С.12-17.

60) Хлыстова, Е.В. Особенности визуального общения у подростков с интеллектуальной недостаточностью (социально-перцептивный аспект): учеб. пособие - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. - 78 с.

Младший школьный возраст – это важнейший период для формирования коммуникативного навыка, который на следующем этапе будет играть главенствующую роль. Именно в этом возрасте у ребенка появляются первые знакомства, друзья, первый круги по интересам. Особенность взаимодействия становится шире, появляются новые вопросы, которые связаны с общими нормами и правилами. Именно этот возраст считается самым чувствительным при общении со взрослыми.
Основной фактор грамотного формирования межличностных отношений выступает коллектив сверстников, в котором оказывается ребенок. Именно в этом коллективе свои собственные нормы, ценности, правила и стереотипы поведения, ко всему этому ребенок должен уметь адаптироваться, так как еще ни раз придется вступать в уже организованные коллективы. 
На основе полученной информации о характере межличностных отношений, о качестве социальной жизни учеников психолог планирует воспитательную работу по формированию межличностного общения младших школьников с ЗПР, в содержание которой включается два направления: развития коммуникативно-адаптивных механизмов личности и оптимизация социально-педагогической среды. Первое направление предполагает формирование системы знаний о культуре межличностного общения, основополагающих нормах и правилах поведения в обществе, бесконфликтном общении с окружающими; самовоспитание младших школьников. Включает в себя формирование совокупности способностей межличностного общения, опыта успешного взаимодействия со взрослыми, сверстниками и другими детьми.